15 декабря 2014 года в Москве в рамках проектного семинара «Проектирование
основной образовательной программы общего образования в соответствии с требованиями ФГОС» состоялось пленарное заседание,
в ходе которого проектные группы представили видение развития и уточнения собственных проектных идей.
Сосенский образовательный комплекс решил обогатить свою проектную идею создания условий для формирования компетенции выбора
у детей – сетевым взаимодействием с различными организациями и ресурсными для школ и детских садов людьми поселения.
Расстояния между школами и детскими садами значительное – от 7 до 15 километров. Выстраивание сетевого взаимодействия
только между структурными подразделениями комплекса было бы малоэффективным. Вместе с тем, видение партнеров рядом со школой
и детским садом в активной позиции при реализации основной образовательной программы.
Щербинский образовательный комплекс решил дорабатывать идею проекта – адаптивной школы. Вместе с тем была поставлена
задача самим себе определить и само понятие социальной адаптации и технологично описать результаты проекта. Возможно, в качестве
результата проекта может быть появление субъектной позиции учащихся по отношению к их собственному образованию и их собственной
жизни. Какими технологиями это достигается, какими средовыми решениями обеспечивается – необходимо анализировать и проектировать.
Вместе с тем, сделанный детальный SWOT-анализ свидетельствует о том, что эта работа ведется, шанс на выстраивание системного
проекта образовательного комплекса высокий.
Образование детей, для которых русский язык не родной – одно из направлений проекта Краснопахорского образовательного
комплекса. Социализация таких детей связана не только с вхождением в культуру российских народов, но и с поддержкой их родной
культуры и языка. Перед участниками проектной группы стоит ряд вопросов:
- Каким образом готовить к такой работе педагогов?
- Какие форматы деятельности необходимо развивать в рамках ООП ступеней школы?
В качестве частных примеров таких форматов – образовательные стажировки для учителей в различные регионы России, проведение
детских образовательных лагерей для детей. Социальные и культурные нормы могут входить в конфликт внутри школьных ситуаций.
Задача педагогов учитывать культурные контексты поведения детей и находить компромиссные решения различных ситуаций, в которых
такие конфликты внутри ребенка обнажаются. Во взрослом состоянии человек может сделать выбор по отношению к подобным конфликтам
внутри себя.
Внуковский образовательный комплекс очертил управленческую проблематику своего проекта. В условиях равной мощности различных
линий проекта необходимо иметь стратегическую проектную группу и проектные группы по каждой линии. Координация деятельности
проектных групп – управленческий проект внутри проекта образовательного комплекса.
Подводя итоги работы эксперты отметили, что явно прослеживается дефицит видения интегральных и отсроченных результатов проектов,
а также полноты аналитики ресурсов и среды образовательных комплексов. Вместе с тем, это необходимо сделать. Эксперты также
отметили необходимость продумывания стратегии «втягивания» членов коллективов образовательных комплексов в проектирование.
Иван ТРИФОНОВ
|