Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Главная > Cеминары и конференции> Школа кадрового резерва в Ростове-на-Дону> Лекция «Проектирование основной образовательной программы дошкольного образования», Н.М. Шадрина

Лекция «Проектирование основной образовательной программы дошкольного образования», Н.М. Шадрина, заместитель директора АНО «Институт проблем образовательной политики «Эврика».




10 декабря 2014 года в Ворошиловском районе г.Ростов-на-Дону в рамках Школы кадрового резерва для работников образовательных организаций дошкольного и общего образования по проблематике введения ФГОС уровней общего образования с докладом «Проектирование основной образовательной программы дошкольного образования» выступила Наталья Шадрина, заместитель директора Института проблем образовательной политики «Эврика».

Наталья Шадрина отметила, что дошкольное образование в настоящее время находится на «нулевой стартовой позиции», поскольку стало самостоятельным уровнем общего образования, что повлекло за собой необходимость стандартизации образования дошкольников и изменения нормативно-правовой базы. Эксперт обратила внимание на структуру ООП, соотношение инвариантной и вариативной частей, отметила, что реализация ООП не ограничивает получение детьми платных образовательных услуг, а также дошкольная организация вправе реализовывать несколько примерных программ, что может положительно влиять на качество образования и обеспечивать поддержку и сопровождение разнообразия детства.

Центр тяжести в стандарте для дошкольников смещен с требований к результатам на требования к условиям. Целевые ориентиры являются, прежде всего, ориентирами для профессиональной деятельности педагога и они не могут быть показателями выполнения муниципального задания и служить непосредственным основанием при решении управленческих задач. Ключевые проблемы реализации стандарта, как отметила Наталья Шадрина, заключаются в модернизации финансово-экономических механизмов, готовности педагога проектировать успешные социальные ситуации развития детей, создавать образовательную среду в детском саду, формирующей культурные практики и позитивный социальный опыт.

Внимание слушателей привлекли требования к планированию образовательной деятельности, обеспечению баланса между обучением и свободной деятельностью детей, между деятельностью, инициированной взрослыми и инициированными самими детьми, между подражанием и творческим действием и стандартизированные инструменты оценки образовательных условий.

Возможные механизмы снижения рисков введения ФГОС дошкольного образования:

  • Введение системы повышения квалификации кадров с использованием системы стажировочных площадок.
  • Разработка инструментария оценки образовательной среды. Должны проверяться не результаты детей, а условия, созданные в детском саду для развития эмоционального благополучия ребенка. Но инструментария пока нет, не ясно, что может быть таким инструментом, чтоб проверить созданные условия без выхода в детский сад.
  • Создание независимых институтов оценки качества образования (образовательный аудит).

Основная образовательная программа - это основополагающий документ дошкольной образовательной организации. Своя программа в ДОУ должна быть обязательно, даже если выйдет реестр примерных программ. Одна дошкольная организация может реализовывать несколько программ, ФГОС это позволяет. Программа разрабатывается и утверждается ДОУ самостоятельно. Можно давать ссылки на другие программы в своей программе, если они используются частично. Образовательная программа должна реализовываться в течение всего времени пребывания ребенка в ДОУ. Реализация ООП не ограничивает получение дополнительных платных услуг. Если предлагаются платные услуги, родитель может написать заявление и посещать другие занятия в ДОУ.

В ДОУ может проводиться два вида диагностики: педагогическая и психологическая. Педагогическая диагностика может проводиться при построении программы, для составления индивидуального маршрута ребенка. Педагог проводит эту диагностику только для себя, а не для проверок. Психологическая диагностика проводится с разрешения родителей и тоже только для контроля развития или в рамках исследования.

Наталья Шадрина отметила, что намерение образовательной программы не должно быть результатом развития ребенка. Оценка деятельности педагога также не должна быть построена на основе результатов развития ребенка, а должна основываться на оценке умения создать благоприятную среду для развития детей.

При разработке основной образовательной программы возможно проектирование модельного плана и модельных действий, обеспечивающих современные требования к качеству образования и способствующих самореализации детей в событиях и культурных практиках. Слушатели дифференцировали понятия «события и занятия», «право выбора и подчинение предложенному заданию», «произвольность действий и ориентация на похвалу». Постоянная похвала, очень часто используемая педагогом как оценка деятельности детей, блокирует формирование «Я-высказывания», полностью лишает их возможности проявления инициативы и ориентации на свои ощущения.

Механизм достижения целевых ориентиров должен быть обеспечен через:

  • реализацию требований к предметно-пространственной развивающей среде,
  • требований к работе педагога, компетенции которых соответствуют трудовым функциям.

Аналитическая группа Ростовской области


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100