Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Главная > Cеминары и конференции> Школа кадрового резерва в Ростове-на-Дону> Лекция «Система оценки качества дошкольного и общего образования», В.К. Бацын

Лекция «Система оценки качества дошкольного и общего образования», В.К. Бацын, руководитель отдела региональной политики АНО «Институт проблем образовательной политики «Эврика»




11 декабря 2014 года в Ворошиловском районе г.Ростов-на-Дону в рамках Школы кадрового резерва для работников образовательных организаций дошкольного и общего образования по проблематике введения ФГОС уровней общего образования с докладом «Системы оценки качества образования: проблематика становления институтов развития качества образования» выступил Владимир Бацын, начальник отдела региональной образовательной политики Института проблем образовательной политики «Эврика».

Владимир Бацын начал свое выступление с рассуждения о будущем образования, о невозможности контроля «распределения» виртуального опыта. Возникает вопрос, а кто придет в качестве главного института в управлении образования? Общество, и как единица общества – ребенок взрослеющий, превращенный в субъект образования. В беседе с участниками Школы кадрового резерва эксперт задал актуальный вопрос: «Кто принимает решения и кто является заказчиком в сфере образования?» В ходе беседы был выделен противоречивый тезис: принимает решения-государство, а заказчиком является ребенок.

Эксперт обозначил главную идею - поиск ответа на вопрос, что нужно делать сегодня, чтобы началось движение по дороге к индивидуализации образования? Что нужно государству от системы общего образования? Владимир Бацын, в ходе дискуссии, резюмировал непонимание цели государства в области образовательной политики. Целями которого являются следующие тезисы:

  • из школы должны выходить люди, владеющие государственным языком;
  • государству нужно, чтобы к 18 годам все ученики признавали себя членами единого социально-культурного сообщества;
  • ученик должен осознавать себя гражданами страны и соотносить себя с государством;
  • из системы образования должны выходить люди, способные работать в данном государстве.

А народ нашего государства может высказаться по вопросу образования? Есть ли такая народная трибуна? Конечно, не существует такой трибуны и диалога с народом, что говорит об отсутствии образовательной политики в нашей стране. Тогда, что понимать под качеством образования? Государство удовлетворено системой образования, ведь нормы качества установлены самим же государством. Тогда почему государство не довольно сегодняшней ситуацией? Потому что контроль над образованием выходит из абсолютной власти государства. На рынке труда появляется индивидуальный человек, а не государство. Допустив возможность индивидуального поиска и судьбы, государство лишилось тотальной монополии. Таким образом, «сверху» нам предписаны рамки, а, в свою очередь, с другой стороны растет ученик, у которого свои собственные возможности, образовательные интересы и стремление к самореализации. Поэтому, главный благоприобретатель оказывается в роли аутсайдера.

Содержанием образования является социализация, но школа не социализует, социализует жизнь. Тогда зачем образовательная программа школы, когда есть реальная программа жизни? Образовательная программа школы нужна тогда, когда она помогает ученику осваивать принципы жизни, выступает тренингом проживания жизни самим учеником, в качестве цели, содержание и условие концепции собственной жизни. Тогда качество образования, построенное по данной концепции, будет высоким.

Реализуя образовательную программу, школе нужно научить взаимодействовать ученика со средой, с содержанием жизни, научить ребенка диалогу с самим собой и окружающим пространством - помочь ребенку обрести способность облекать в способность сказать о внешнем самом себе.

Эксперт обратил внимание на особенности социализации и его обитателей:

  • открытость социума вопреки закрытой системы;
  • социокультурная практика ребенка как содержание образования;
  • выстраивание диалога детского «Я» с социумом и самим собой;
  • общественность как критически необходимый посредник в этом диалоге;
  • педагоги, родители и общественность как сотрудники в организации взаимодействия ребенка с социумом.

Узловая позиция доклада - пространство семьи как первичное пространство. В какой степени мы участвуем в развитии этого пространства? Первый ненасильственный вход в пространство семьи - пробуждение у ребенка интереса к жизни (ухудшение ситуации связано с непониманием цели образования относительно самого себя). Таким образом, возникает необходимость построения деятельности ребенка в область публичного рефлексивного критического диалога и предъявления себя.

В заключении, Владимир Бацын обозначил путь к индивидуализации посредством реализации образовательной программы, которая должна описывать среду и пространство, которые мы создаем и помещаем учеников для развития его свойств и способностей для обретения самих себя, проявления самих себя. В данном вопросе важен синтез образовательных программ школы и семьи.

Аналитическая группа Ростовской области


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100