Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Пленарное заседание




10 декабря 2014 года в Ворошиловском районе г.Ростов-на-Дону в рамках Школы кадрового резерва для работников образовательных организаций дошкольного и общего образования по проблематике введения ФГОС уровней общего образования состоялось пленарное заседание, на котором представлены результаты работы Мастерских, подведены итоги первого дня Школы кадрового резерва.

На пленарном заседании развернулась дискуссия по проблематике поддержки развития детской инициативы в рамках реализации основной образовательной программы дошкольного образования детского сада. Представители Мастерской дошкольного образования представили свое видение действий педагога.

По мнению докладчиков, образовательная среда детского сада имеет три составляющие: социально-коммуникативная среда (родители, социум), предметно-развивающая среда детского сада, педагог. Педагог планирует темы, в рамках которых будет происходить образовательная деятельность. Педагог должен давать задание родителям для того, чтобы дома с ребенком обсуждались те или иные темы с тем, чтобы ребенок приходя в детский сад и находя атрибуты новой темы, инициировал сам деятельность в рамках темы. После того, как ребенок инициирует подставленную им тему, педагог должен организовать специальную деятельность, которая поддержит инициативу детей, но по замыслу педагога. Потом возможна самостоятельная и свободная деятельность ребенка в рамках подставленной педагогом темы. На этом этапе снова возможно проявление ребенком инициативы.

Доклад группы вызвал оживленную дискуссию. Был поднят ряд вопросов:

  • Насколько такой подход специфичен требованиям ФГОС, чем этот поход отличается от подходов реализации ФГТ в дошкольном образовании?
  • Чем регламентируется набор тем, которые ребенку должны быть подставлены?
  • На чем строится уверенность, что таким образом будет поддерживаться детская инициатива, если темы для деятельности не инициируются детьми, а они подставляются педагогом?
  • В каком возрасте ребенок способен формулировать вопросы, начинающиеся со слова «Почему»?
  • Возможно ли выделить ключевые образовательные результаты детей, требования к которым предъявлены в виде целевых ориентиров во ФГОС?
  • Как соотносятся целевые ориентиры, заданные во ФГОС с тематическим характером планирования деятельности педагога с детьми?

Отличие ФГТ и ФГОС при реализации тематического подхода к организации деятельности с детьми заключается в том, что при ФГОС тема деятельности детей не столь важна, на первый план выходит собственно деятельность. Тематическая окраска этой деятельности должна быть выбрана детьми. Необходимы специальные форматы работы с детьми, когда их вопросы «Почему?» с одной стороны подогреваются средой, а с другой стороны изучаются, обсуждаются и определяют тему, в рамках которой дети начинают действовать.

Собственно темы в рамках ООП никакими нормативными акткми не регламентируются. В связи с этим мастерство педагога детского сада заключается в том, чтобы в рамках любой темы уметь поддерживать инициативу и самостоятельность детей, создавать ситуации для освоения новых культурных пространств детьми в рамках любой темы.

Инициатива ребенка и ее поддержка должны стать сквозным требованием к технологическому инструментарию, применяемому воспитателем. Инициатива ребенка не может существовать локально и фрагментарно. Она должна провоцироваться и поддерживаться постоянно, в том числе и на этапе выбора темы, в рамках которой будет осуществляться деятельность ребенка. Необходимы технологии работы с детьми, которые проявили интерес к разным темам одновременно.

Иван ТРИФОНОВ


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100