Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Главная > Cеминары и конференции> Школа кадрового резерва в Ростове-на-Дону> Лекция «Как работают и почему не работают институты в образовании. Часть 1», А.И. Адамский
Презентация к докладу Александра Адамского 

Лекция «Как работают и почему не работают институты в образовании. Часть 1», А.И. Адамский, научный руководитель АНО «Институт проблем образовательной политики «Эврика»




10 декабря 2014 года в Ворошиловском районе г.Ростов-на-Дону в рамках Школы кадрового резерва для работников образовательных организаций дошкольного и общего образования по проблематике введения ФГОС уровней общего образования с первой частью доклада «Как работают и почему не работают институты в образовании» выступил Александр Адамский, научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика».

Александр Адамский зафиксировал проблему институционализации идей. Проблема возникновения: нормы и тренды, тенденции на будущее; нужно понимать, какой проект какого масштаба. Институционализация – создание норм, адекватных и по масштабу и по глубине.

Есть формальные институты и неформальные. Законом можно установить формальную норму, но если она не в традиции народа – она не всегда будет соблюдаться. Мы сейчас в противоречии, проектную деятельность необходимо поддерживать. Например, люди, участвующие не один раз в семинарах, уже обладают рефлексией. Экспертное суждение сообщается для построения личного собственного суждения.

Важно принять типологию мышления. Если человек управленец – его мышление другое, если педагог – мышление также другое. Мышление откладывает отпечаток. Мышление управленца должно соответствовать определенным нормам. Самое сложное – умение предвидеть. Проектная деятельность учит человека смотреть, предвидеть будущее. Результат проектной деятельности – способность предвидеть.

Можем ли мы отвечать за социализацию детей в ближайшем будущем? - Если мы моделируем и планируем, то будущее есть. Тенденции будущего – понять, какие нормы нужны, чтобы тенденции реализовать.

В своем выступлении эксперт рассказал о важности понимания принципа эволюции норм, дал представление о норме-фараон и норме-Моисей и пришел к выводу о том, что период отчуждения нормы от властителя – ключевой вопрос развития нормы. Так, с помощью примеров, было убедительно показано, насколько важно внедрение системы развивающего обучения и проектного способа образования.

Рассматривая вопрос единого образовательного пространства, Александр Адамский отметил, что не требуется доказывать необходимость существования границ, а доказать нужно принцип построения этих границ. Любую идею, любой проект, любую инновацию необходимо довести до институционной нормы. При описании новой деятельности для профилактики хаоса абсолютно необходимо существование нормы. Но норма, добытая рефлексивно, работает эффективнее.

При формировании образовательной политики необходимо удерживать связь между всеми ее частями, удерживая многообразие этих связей. Для разных субъектов образовательной политики – свой уровень связей. Важно ответить на вопрос: «Надо ли всех - учителя, воспитателя, ребенка погружать во все многообразие связей?». В современной ситуации институт задает то многообразие связей, которое вытесняет собственно ребенка. Отчет важнее результата. Тем не менее, есть тенденции и ориентиры в образовательной политике, связанные с тем, что мы называем нормой и деятельностью.

Александр Адамский, говоря о результатах образования, заметил, что нужно уже сейчас понимать, какие из них будут актуальны, скажем, через 15 лет? Этот вопрос актуален и в отношении роли учителя, источника знаний и навыков, а также отношения к инновациям. Инновации в сфере образования в ходе опроса WISE 2014 года «Перспективы развития образования до 2030 года» получили высокую оценку:

  • 93% респондентов положительно отзываются об образовательных учреждениях, в которых внедряются инновационные методы, основанные на новых подходах в обучении и творческих процессах.
  • 7% опрошенных специалистов считают, что образование вернется к фундаментальным ценностям и традициям (высокой роли учителя, дисциплине, традиционным приемам и к педагогике).

На вопрос об оценке навыков, важных с точки зрения образования, в будущем 75 % респондентов ответили, что фундаментальное значение будут иметь личные навыки; 59 % ответили, что фундаментальное значение будут иметь ноу-хау и практические навыки и лишь 42 % респондентов считают, что фундаментальное значение будут иметь академические знания.

А вот преподавание и обучение претерпят фундаментальные изменения:

  • По мнению 73% специалистов WISE, роль учителя будет сводиться к практическому руководству учащимися в ходе их обучения по индивидуальным схемам.
  • 19% верят в авторитет учителей, основной функцией которых будет по-прежнему передача знаний.
  • 8% считают, что у учителей будут более ограниченные функции, которые сводятся к проверке работ учащихся онлайн.

Игорь Чередняков, аналитическая группа Ростовской области


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100