Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Пленарное заседание.




30 ноября 2014 года в Иркутске в рамках проектно-экспертного семинара «Модернизация среднего профессионального образования в Иркутской области» состоялось пленарное заседание, на котором представлены результаты работы проектных групп, подведены итоги семинара.

Участники проектной группы «Система оценки качества СПО с участием работодателей и органов государственно-общественного управления» заметили, что очень важно наличие единого образовательного пространства от ступени дошкольного образования до ступени профессионального образования. При формировании системы оценки качества образования в учреждениях СПО нельзя сформулировать статичные показатели качества профессионального образования, так как внешняя ситуация на рынке очень динамично развивается. Результат профессионального образования должен напрямую зависеть от запросов конкурентного рынка и работодателя, именно это позволит выпускнику быть успешным и востребованным.

Важно обеспечить обязательное участие работодателей в оценке качества образования. Таким образом, формирование и реализация оценки качества профессионального образования возможны с позиций:

  • руководителей производственной практики;
  • заказчиков на изменения в образовательной программе;
  • участников в итоговой аттестации студентов.

Отмечено, что работодатель заинтересован в качественной подготовке выпускников учреждений профобразования и он может участвовать в повышении эффективности их подготовки, готов улучшать материально-техническую базу образовательной организации. Но необходимо зафиксировать, что отсутствуют эффективно действующие финансово-экономические механизмы, позволяющие делать это.

Александр Адамский подчеркнул, что для развития системы оценки качества образования в системе профессионального образования необходимо развивать систему оценки качества самого производства в широком смысле. Если внутри системы профессионального образования есть система, оценивающая эффективность производства, позволяющая быстро реагировать на изменения внешней конъюнктуры рынка, качество образования должно быть высоким.

Участниками проектной группы «Дорожная карта и механизмы модернизации СПО в Иркутской области» зафиксированы проблемы, которые мешают модернизации профобразования:

  • слабая мотивация (ориентиры) на профессию обучающихся;
  • низкий уровень базовых знаний;
  • сложности в привлечении специалистов по профессиональным модулям ;
  • материально-техническое обеспечение образовательного процесса;
  • сложность прогнозирования актуальности профессий;
  • недостаточное методическое обеспечение.

На вопрос о том, что лучше усиливать: централизованное государственное управление или самостоятельность, участники проектной группы отметили, что самостоятельность позволит повысить эффективность профессионального образования. Выпускники, которые приходят на предприятие – своеобразное лицо образовательной организации перед работодателем, и оно не зависит от количества проверок и сложностей аккредитации образовательной организации, связанных с усилением государственного управления.

Участники группы задались вопросом: может ли система прогнозирования технологического перевооружения отраслей экономики (а значит и прогнозирование развития рынка труда) обустраиваться внутри образовательной организации? На этот вопрос участники группы ответили отрицательно, так как для прогноза необходимо участие нескольких уровней: и самой образовательной организации, органов государственного управления, работодателей.

Участники проектной группы «Финансово-экономические механизмы обеспечения качества СПО» обсуждали проблематику становления системы оплаты труда педагогических работников образовательных организаций профессионального образования как института качества образования. В качестве частной проблемы был отмечен дефицит педагогических кадров в связи с низкой мотивацией молодого педагога без квалификационной категории работать в учреждении СПО. Участниками группы сделано предположение, что структура ФОТ и система распределения ФОТ может влиять на решение этой частной проблемы и ряда других проблем. Было предложено пересмотреть критерии распределения стимулирующей части фонда оплаты труда для выравнивая ситуации с большой разницей в оплате труда опытного и молодого педагогов. При этом на вопрос - какова должна быть дифференциация в оплате труда работников, работающих эффективно и работников, работающих «спустя рукава» - группа позицию сформировать не смогла.

Мастерская «Развитие системы ДПО Иркутской области» занималась проектированием будущего сферы дополнительного профессионального образования Иркутской области. Результатом обсуждения стала модель, предполагающая конкурентную среду в сфере ДПО. Реформирование системы повышения квалификации должно сопровождаться изменением видов деятельности и организационной структуры Института. Кроме повышения квалификации Институт мог бы вести перспективные исследования по широкому спектру направлений, осуществлять аутсорсинг по направлениям деятельности Министерства образования и науки Иркутской области, осуществлять сопровождение системных проектов в образовании.

Александр Адамский отметил, что изменение организационной структуры Института – вторичный вопрос, ведь все понимают, что повышение квалификации – центральный элемент жизни (не только учителя, педагога), поэтому деятельность по повышению квалификации становится базовой. Иерархическая структура повышения квалификации сегодня показывает свою неповоротливость. Возможно, необходимо проектировать систему повышения квалификации не в иерархической модели, тогда и Институт должен скорее быть оператором площадок, на которых возможно повышение квалификации, «фабрикой» интеллектуальных продуктов для системы образования и за ее пределами.

Иван ТРИФОНОВ


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100