30 ноября 2014 года в Иркутске в рамках проектно-экспертного семинара «Модернизация
среднего профессионального образования в Иркутской области» состоялось пленарное заседание, на котором представлены результаты
работы проектных групп, подведены итоги семинара.
Участники проектной группы «Система оценки качества СПО с участием работодателей и органов государственно-общественного
управления» заметили, что очень важно наличие единого образовательного пространства от ступени дошкольного образования
до ступени профессионального образования. При формировании системы оценки качества образования в учреждениях СПО нельзя сформулировать
статичные показатели качества профессионального образования, так как внешняя ситуация на рынке очень динамично развивается.
Результат профессионального образования должен напрямую зависеть от запросов конкурентного рынка и работодателя, именно это
позволит выпускнику быть успешным и востребованным.
Важно обеспечить обязательное участие работодателей в оценке качества образования. Таким образом, формирование и реализация
оценки качества профессионального образования возможны с позиций:
- руководителей производственной практики;
- заказчиков на изменения в образовательной программе;
- участников в итоговой аттестации студентов.
Отмечено, что работодатель заинтересован в качественной подготовке выпускников учреждений профобразования и он может участвовать
в повышении эффективности их подготовки, готов улучшать материально-техническую базу образовательной организации. Но необходимо
зафиксировать, что отсутствуют эффективно действующие финансово-экономические механизмы, позволяющие делать это.
Александр Адамский подчеркнул, что для развития системы оценки качества образования в системе профессионального образования
необходимо развивать систему оценки качества самого производства в широком смысле. Если внутри системы профессионального образования
есть система, оценивающая эффективность производства, позволяющая быстро реагировать на изменения внешней конъюнктуры рынка,
качество образования должно быть высоким.
Участниками проектной группы «Дорожная карта и механизмы модернизации СПО в Иркутской области» зафиксированы проблемы,
которые мешают модернизации профобразования:
- слабая мотивация (ориентиры) на профессию обучающихся;
- низкий уровень базовых знаний;
- сложности в привлечении специалистов по профессиональным модулям ;
- материально-техническое обеспечение образовательного процесса;
- сложность прогнозирования актуальности профессий;
- недостаточное методическое обеспечение.
На вопрос о том, что лучше усиливать: централизованное государственное управление или самостоятельность, участники проектной
группы отметили, что самостоятельность позволит повысить эффективность профессионального образования. Выпускники, которые
приходят на предприятие – своеобразное лицо образовательной организации перед работодателем, и оно не зависит от количества
проверок и сложностей аккредитации образовательной организации, связанных с усилением государственного управления.
Участники группы задались вопросом: может ли система прогнозирования технологического перевооружения отраслей экономики (а
значит и прогнозирование развития рынка труда) обустраиваться внутри образовательной организации? На этот вопрос участники
группы ответили отрицательно, так как для прогноза необходимо участие нескольких уровней: и самой образовательной организации,
органов государственного управления, работодателей.
Участники проектной группы «Финансово-экономические механизмы обеспечения качества СПО» обсуждали проблематику становления
системы оплаты труда педагогических работников образовательных организаций профессионального образования как института качества
образования. В качестве частной проблемы был отмечен дефицит педагогических кадров в связи с низкой мотивацией молодого педагога
без квалификационной категории работать в учреждении СПО. Участниками группы сделано предположение, что структура ФОТ и система
распределения ФОТ может влиять на решение этой частной проблемы и ряда других проблем. Было предложено пересмотреть критерии
распределения стимулирующей части фонда оплаты труда для выравнивая ситуации с большой разницей в оплате труда опытного и
молодого педагогов. При этом на вопрос - какова должна быть дифференциация в оплате труда работников, работающих эффективно
и работников, работающих «спустя рукава» - группа позицию сформировать не смогла.
Мастерская «Развитие системы ДПО Иркутской области» занималась проектированием будущего сферы дополнительного профессионального
образования Иркутской области. Результатом обсуждения стала модель, предполагающая конкурентную среду в сфере ДПО. Реформирование
системы повышения квалификации должно сопровождаться изменением видов деятельности и организационной структуры Института.
Кроме повышения квалификации Институт мог бы вести перспективные исследования по широкому спектру направлений, осуществлять
аутсорсинг по направлениям деятельности Министерства образования и науки Иркутской области, осуществлять сопровождение системных
проектов в образовании.
Александр Адамский отметил, что изменение организационной структуры Института – вторичный вопрос, ведь все понимают,
что повышение квалификации – центральный элемент жизни (не только учителя, педагога), поэтому деятельность по повышению
квалификации становится базовой. Иерархическая структура повышения квалификации сегодня показывает свою неповоротливость.
Возможно, необходимо проектировать систему повышения квалификации не в иерархической модели, тогда и Институт должен скорее
быть оператором площадок, на которых возможно повышение квалификации, «фабрикой» интеллектуальных продуктов для
системы образования и за ее пределами.
Иван ТРИФОНОВ
|