Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Группа 4. Система оценки качества СПО с участием работодателей и органов государственно-общественного управления. Координатор В.К. Бацын.




30 ноября 2014 года в Иркутске в рамках проектно-экспертного семинара «Модернизация среднего профессионального образования в Иркутской области» состоялась работа проектной группы «Система оценки качества СПО с участием работодателей и органов государственно-общественного управления». Координатор – Владимир Бацын, начальник отдела региональной образовательной политики Института проблем образовательной политики «Эврика».

Владимир Бацын определил направление работы группы, организованной в форме круглого стола, постановкой следующих вопросов: Где возникли представления о целях, задачах, результатах вашей деятельности? Кто их продуцирует? Кто сказал, что вы нужны? Кто сказал, что именно эти результаты нужно получить?

На сегодняшний день формально существует государственный заказ на подготовку кадров, но результатами пользуется не государство, а некие другие потребители. Система профессионального образования выполняет скорее социальный заказ, чем экономический. Этими «некими другими потребителями» являются работодатели, и они фактически бесплатно получают готовый «полуфабрикат».

Поэтому логичнее, что целевые установки для подготовки обучающихся должны задавать работодатели. Привлечение работодателей в учебный процесс позволит системе образования быстрее реагировать на модернизационные процессы в производственной сфере. Участие работодателей в учебном процессе возможно через производственную практику на предприятиях работодателя, итоговую аттестацию выпускников, заключение договоров о трудоустройстве выпускников. И данные направления сегодня активно развиваются. Формируется некое пространство между профессиональным образованием и работодателями. Однако недостаточно ясная государственная политика в области профессионального образования, не позволяет этому сотрудничеству перейти на новый уровень. Работодатели заинтересованы в качественном выпускнике и готовы вкладывать средства в повышение качества, но нет государственных механизмов, позволяющих это реализовать.

Также нельзя не учитывать особенности контингента, который приходит на обучение, его интересы и запросы. Престиж начального и среднего профессионального образования в реалиях сегодняшнего дня не высок и проигрывает высшему образованию. Контингент СПО формируется по остаточному принципу. При этом полученное высшее образование и профессиональная деятельность далеко не всегда взаимосвязаны.

Чтобы этот разрыв преодолеть, дети как можно в более раннем возрасте должны начать воспринимать Иркутскую область как ресурс, с точки зрения своей дальнейшей образовательной траектории и дальнейшей профессиональной деятельности. Чем больше у ребенка будет различных социальных проб, тем объективнее и раньше он начнет осознавать себя, свои способности и возможности. Профориентация, практико-ориентированные олимпиады, взаимодействие с дополнительным образованием детей, дни открытых дверей, ярмарки вакансий позволяют школьникам осуществить эти пробы.

И образовательная программа школы направлена, в том числе, на социализацию личности, которая, в свою очередь, неотъемлемо связана с профессиональным самоопределением. При этом, школы, оставаясь закрытыми системами, неохотно идут на сотрудничество с образовательными организациями СПО. Итогом работы группы стали следующие тезисы:

  • необходимо активнее привлекать работодателей к образовательному процессу через такие формы, как производственная практика на предприятиях работодателя, участие в итоговой аттестации выпускников, заключение трудовых договоров с будущими выпускниками;
  • необходимо создать государственные механизмы регулирования взаимодействия образовательных организаций СПО и работодателей;
  • необходим комплекс мер по созданию единства образовательного пространства общего образования и системы профессионального образования;
  • в профессиональном образовании не может быть стабильного понятия качества, оно должно быть мобильным, чем живее, чем мобильнее связь между подготовкой кадров и потребителями, тем эффективнее система профобразования.

Полина КРАВЧЕНКО, аналитическая группа Иркутской области


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100