Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Презентация к докладу Романа Селюкова 

Лекция «Ключевые задачи и механизмы развития СПО», Р.В. Селюков, первый заместитель директора АНО «Институт проблем образовательной политики «Эврика»




30 ноября 2014 года в Иркутске в рамках проектно-экспертного семинара «Модернизация среднего профессионального образования в Иркутской области» с докладом «Ключевые задачи и механизмы развития СПО» выступил Роман Селюков, первый заместитель директора Института проблем образовательной политики «Эврика».

Роман Селюков заметил, что в рамках нынешнего реформирования профессиональному образованию необходимо ориентироваться на личность, на приоритеты развития человеческого потенциала. Сам процесс профессионального образования должен стать целостным, систематизированным. В современном профессиональном образовании нужно ориентироваться на компетентностный подход, который соответствует формирующейся в России рыночной экономике.

Определяя общие и частные вопросы образования, эксперт акцентировал внимание на процесс «выхода профессии на пенсию». Профессии стремительно меняются: стареют, умирают, рождаются. Соответственно, концепция смены стандартов обусловлена объективно складывающимися обстоятельствами. Необходимы новые программы по формированию новых компетенций, связанных с решением новых профессиональных задач. Сегодня нужно выявить наиболее перспективные профессии и варианты их модернизации.

На примере изменений, которые возможны в педагогической профессии, потребуются такие навыки и умения, как мультиязычность и мультикультурность, межотраслевая коммуникация, управление проектами, программирование, робототехника, выстраивание отношений с роботом и другое. Роман Селюков показал необходимость подготовки современных специалистов уже сегодня, так как срок обучения в образовательной организации четыре года, а потребность в данной профессии возникнет, к примеру, уже в 2017 году.

Перечисляя ряд новых профессий, которые появятся до 2030 года, эксперт подчеркнул, что уже есть перечень образовательных организации, где готовят фундаментальное ядро появления компетенций, востребованных в будущем. Более того, уже существуют производства, которые требуют специалистов, обладающих этими новыми компетенциями.

Обсуждая направления модернизации СПО, Роман Селюков выделил следующие базовые направления:

  • формирование региональной системы прогнозирования социально-экономического развития региона;
  • формирование эффективной территориально-отраслевой организации ресурсов системы профессионального образования, ориентированной на потребности перспективных региональных рынков труда;
  • повышение привлекательности программ профессионального образования, востребованных на региональном рынке труда;
  • модернизация региональной государственно-общественной системы оценки качества профессионального образования;
  • внедрение новых финансово-экономических механизмов в региональную систему профессионального образования;
  • развитие кадровых ресурсов региональной системы профессионального образования;
  • организация комплексов мер на уровне образовательных организаций СПО.

Ключевая проблема заключается в том, что мы сейчас не снимаем набор компетенций с передовых технологий. То есть стандарты мы построили, но они не коррелируют с технологиями. Как определить набор требований на выходе: его определяет не работодатель, а технология, обеспечивающая максимальную прибыль, расширение рынка товаров и услуг. Задача работодателя - не формулирование набора компетенций, а определение технологии, которую он будет использовать. А задача профобразования - на этом основании снять набор компетенций.

Проектная задача - создание институций, которые могут выполнить эту задачу, причем нужно решение, ориентированное на перспективу в сочетании с эффективной системой оценки качества. Интересный факт: на большинстве высокотехнологических производств ключевые компетенции лежат не в сфере профессиональной подготовки, а в сфере дошкольного образования: это умение работать в команде, менять роль и позицию, воспринимать задачу как проблему, требующую решения, а не как трагедию, умение управлять своим временем. Эффективность вложений в образование таким образом возрастает с количеством вложений в дошкольное образование.

Ольга КОПАНЕВА, аналитическая группа Иркутской области


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100