29 ноября 2014 года в Иркутске в рамках Школы кадрового резерва для работников
образовательных организаций дошкольного и общего образования Иркутской области по проблематике введения ФГОС уровней общего
образования с докладом «Развитие системы оценки качества образования» выступил Владимир Бацын, начальник отдела региональной образовательной политики Института проблем образовательной
политики «Эврика».
В начале своей лекции Владимир Бацын рассмотрел такие понятия, как современная образовательная политика, ее субъекты, их интересы
и цели в этой сфере. Отметил что объективная цель общего образования – развитие человеческого потенциала, субъективная
цель – сознательное развитие человеком собственных способностей к эффективному применению этого потенциала, то есть
цель общего образования – способствовать становлению социально ответственной, критически мыслящей личности, члена гражданского
общества, человека, способного к адекватному целеполаганию и выбору в условиях стремительно изменяющегося социально-культурного
бытия, сознающего образование как универсальную ценность и готового к его продолжению в течение всей жизни.
Владимир Бацын подчеркнул, что образовательная программа среды (улицы) должна иметь превалирующую долю влияния на развитие
ребенка, а программа школы должна помогать продуктивно осваивать программу улицы. Таким образом, должна произойти трансформация
образовательной программы улицы в образовательную программу школы. Школа должна всегда работать на будущее, но будущее мало
известно. Никто не может предположить, к чему и как подготовить детей, чтобы они были успешными лет через сорок.
Очевидно, интересы государства в образовании заключаются в наличии следующих результатов:
- все граждане в возрасте 17 лет должны владеть государственным языком;
- все выпускники школ в возрасте 17 лет должны ощущать включенность в социально-культурный
контекст;
- все выпускники школ должны осознавать свое гражданство;
- все выпускники школ должны быть подготовлены к процессам самореализации.
По мнению эксперта, субъектами образовательной политики являются: государство, народ как симбиоз этно-культурно-исторических сообществ, различные социально-культурные страты и сообщества (в том числе работодатели), муниципалитет (местное самоуправление), семья учащегося (воспитанника),
ученик.
Владимир Бацын выделил задачи и направления деятельности системы образования на создание условий для развития человеческого
потенциала:
- Создание и развитие современной образовательной инфраструктуры
- Обеспечение доступности дошкольного и общего образования
- Привлечение молодых квалифицированных кадров
- Модернизация образования
Эксперт представил конструкцию образовательной политики системы оценки качества образования в системе координат управления
образования:
- Региональная программа социально-экономического развития
- Муниципальная программа развития
- ООП образовательной организации как локальная программа развития детей и подростков.
Софья МЯКУШЕВА, аналитическая группа Иркутской области
|