Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Главная > Cеминары и конференции> Школа кадрового резерва в Иркутске> Очная часть> Лекция «Как работают и почему не работают институты в образовании. Часть 2», А.И. Адамский
Презентация к докладу Александра Адамского 

Лекция «Как работают и почему не работают институты в образовании. Часть 2», А.И. Адамский, научный руководитель АНО «Институт проблем образовательной политики «Эврика»




29 ноября 2014 года в Иркутске в рамках Школы кадрового резерва для работников образовательных организаций дошкольного и общего образования Иркутской области по проблематике введения ФГОС уровней общего образования с продолжением доклада «Как работают и почему не работают институты в образовании?» выступил Александр Адамский, научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика».

Эксперт отметил, что для осуществления проекта должны быть разработаны и нормы, правила, иначе идея (проект) останется на уровне фантазии. Институциональная норма должна быть отрефлексирована из идеи, извлечена из неё. Попытки в старый тип отношений внедрить другой, новый, обречены на провал.

Системный проект предполагает новую систему норм. Репродуктивное образование предполагает и репродуктивную проверку (соответствие образцу). Основная характеристика разрабатываемых проектов – это то, что они не завершены, не имеют образцов, руководителей, таким образом, каждый участвующий даже в его обсуждении является в некоторой степени участником проекта, его экспертом. При этом авторы проекта могут самоопределяться, прислушиваясь или не прислушиваясь к мнению экспертов. Это и есть доминирование внутренней оценки над внешней (самостоятельное отношение к отношению).

Александр Адамский отметил, что репродуктивные способы нельзя отвергать совсем – для определенного возраста, на определенном этапе они необходимы, но это не должно быть всегда: если репродуктивный способ занимает все пространство, всю жизнь, то нет развития.

Говоря о различиях между институциональной образовательной политикой и «ручным» управлением, докладчик отметил, что институционная система управления (формирование правил и норм управления) намного эффективнее. В ходе доклада были рассмотрены международные тенденции развития образования и его перспективы до 2030 года.

Рассматривая материалы международного социологического опроса, посвященного тенденциям современного образования, эксперт обратил особое внимание на некоторые аспекты:

  • роль учителя будет сводиться к организации индивидуальной схемы обучения ученика. Учитель трансформируется в навигатора, умеющего выявить потребности ребенка и показать, с помощью каких ресурсов можно их реализовать. Именно это необходимо учитывать в системе повышения квалификации. Не секрет, что в некоторых областях (языки, информационные технологии) ученики иногда осведомлённее учителя. Для повышения конкурентоспособности учитель должен постоянно развиваться сам.
  • основным источником знаний станет онлайн-контент. Наиболее важным будет умение извлекать информацию из сети, когда ученик сам погружается в процесс поиска, при этом возрастает роль его способностей, личных навыков;
  • каким быть языку современного образования в глобализующемся мире? Чтобы выстраивать коммуникацию, необходимо оптимальное сочетание русского, английского и родного языков. Удержание 3-х языков как нормы – вот задача системы образования, и важно это институционно закрепить.
  • велико значение личных навыков человека – именно это будет условием успешной социализации. Следовательно, необходимо дать ученику ресурсы для того, чтобы быть успешным, так как человек, не умеющий найти новый способ, не может решить новые задачи.
  • значимая роль в будущей системе образования отводится большим данным (набор цифровых данных, которые нас окружают).

Александр Адамский подчеркнул, что один из вызовов времени – это признание человека профессиональной общественностью, поэтому аттестация организации, её сертификаты будут не менее ценны, чем дипломы. Можно предположить, что доминирующей системой отношений к 2030 году станет индивидуализация и такое взаимодействие, при котором инициатива станет нормой. Таким образом, создание условий для проявления инициативы – всеобщая задача.

Эксперт обратил внимание слушателей на одну опасную тенденцию – возможность превратить реальное образовательное пространство в виртуальное, опасность ее состоит в утрате коммуникации.

Подводя итог своему выступлению, Александр Адамский подчеркнул, что инновационная деятельность перестает быть централизованной, наступает момент, когда инновационная деятельность становится предметом деятельности каждого учителя, каждой образовательной организации.

Ирина ЛУКИНА, аналитическая группа Иркутской области


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100