Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Главная > Cеминары и конференции> Школа кадрового резерва в Иркутске> Очная часть> Лекция «Как работают и почему не работают институты в образовании. Часть 1», А.И. Адамский
Презентация к докладу Александра Адамского 

Лекция «Как работают и почему не работают институты в образовании. Часть 1», А.И. Адамский, научный руководитель АНО «Институт проблем образовательной политики «Эврика»




28 ноября 2014 года в Иркутске в рамках Школы кадрового резерва для работников образовательных организаций дошкольного и общего образования Иркутской области по проблематике введения ФГОС уровней общего образования с первой частью доклада «Как работают и почему не работают институты в образовании?» выступил Александр Адамский, научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика».

В рамках доклада были рассмотрены вопросы образовательной политики в контексте культурно-исторической концепции Л.С. Выготского. Рассматривая методологические проблемы проектирования, на основе заслушанных сообщений о проектах муниципалитетов Иркутской области, Александр Адамский обратил внимание участников на ощущение кризиса способности поглощения ресурсов. Основная тенденция всех проектов – стремление выхода «вовне».

Эксперт отметил, что освоение ресурса – важный момент. Все есть: ресурсы, возможности, а проект не работает, то есть налицо кризис, и вливание новых ресурсов бессмысленно, так как они тоже будут поглощены. Важно понять, почему не работает проект.

Система образования – система трансляции, то есть передачи опыта, знаний, норм, смысла от одного поколения другому. Но почему постоянно имеет место проблема диалога поколений? Дело в том, что представления о неизменности передаваемых смыслов - иллюзия. Знания и другие объекты передачи развиваются, они приобретают в глазах другого поколения другое значение, значит, лишается смысла передача знаний в том виде, в каком они появились. Таким образом, рефлексия этих изменений и есть образование. Если в основе идеи проекта нет личного взгляда и нет современного взгляда на проблему, проект нежизнеспособен. Чтобы всерьёз заниматься проектированием, на основе старой, знакомой предметности нужно оформить новую картину мира, то есть создать новые смыслы.

Говоря о проблемах институционализации, Александр Адамский рассмотрел следующие вопросы:

  • Как воспроизводить развивающую норму?
  • Как нормы могут взаимодействовать?
  • Как разные нормы могут сосуществовать?

Эксперт особо подчеркнул, что разнообразие живых (развивающихся) норм – институционная проблема.

В своем выступлении эксперт рассказал о важности понимания принципа эволюции норм, дал представление о норме-фараон и норме-Моисей и пришел к выводу о том, что период отчуждения нормы от властителя – ключевой вопрос развития нормы. Так, с помощью примеров, было убедительно показано, насколько важно внедрение системы развивающего обучения и проектного способа образования.

Рассматривая вопрос единого образовательного пространства, Александр Адамский отметил, что не требуется доказывать необходимость существования границ, а доказать нужно принцип построения этих границ. Любую идею, любой проект, любую инновацию необходимо довести до институционной нормы. При описании новой деятельности для профилактики хаоса абсолютно необходимо существование нормы. Но норма, добытая рефлексивно, работает эффективнее.

При формировании образовательной политики необходимо удерживать связь между всеми ее частями, удерживая многообразие этих связей. Для разных субъектов образовательной политики – свой уровень связей. Важно ответить на вопрос: «Надо ли всех - учителя, воспитателя, ребенка погружать во все многообразие связей?». В современной ситуации институт задает то многообразие связей, которое вытесняет собственно ребенка. Отчет важнее результата. Тем не менее, есть тенденции и ориентиры в образовательной политике, связанные с тем, что мы называем нормой и деятельностью.

Тенденция складывается от деятельности многих людей, а не от действия нормы. В разрезе обсуждения некоторых оформившихся тенденций в системе образования были рассмотрены варианты их институционального оформления:

  • использование он-лайн контента в обучении. Учитывая, что он-лайн контент не структурирован, и в этом смысле мало соотносится с учебным материалом, возможно ли появление институциональной нормы закрепляющей доминирование он-лайнового содержания?
  • по мнению экспертов, сегодня на первом месте не знание академического содержания по предмету, а знание, к примеру, нормы поведения, что плохо связано с первым форматом образовательного результата. Может ли появиться норма, закрепляющая доминанту результата в виде присвоения нормы поведения? Возможно ли это институционально оформить и закрепить?

Кризис институциональности связан не с тем, что люди хотят делать что хотят, а с тем, что возникающие тенденции трудно либо невозможно институционализировать. Кризис институционализации связан с усложнением образовательной деятельности и с тем, что формы деятельности вышли за границы нормы.

Сопоставляя систему Коменского и систему развивающего обучения, эксперт отметил, что совместные поиски способа решения задач требуют и иных форм управления, иных норм в сравнении с авторитарными. При таком способе и оценка деятельности переносится внутрь отношений, так как она является элементом действия. «Чтобы изменить институт - нужно изменить способ деятельности», – завершил эксперт первую часть доклада

Ирина ЛУКИНА, аналитическая группа Иркутской области


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100