Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Главная > Cеминары и конференции> Курсы повышения квалификации в г.Москва> Проектный семинар 14-15 октября> «Проектирование системы оценки качества дошкольного образования в соответствии с ФГОС», Т.В.Морозова
Презентация к докладу Татьяны Морозовой 

«Проектирование системы оценки качества дошкольного образования в соответствии с ФГОС», Т.В. Морозова, эксперт-аналитик АНО «Институт проблем образовательной политики «Эврика»




15 октября 2014 года в Москве в рамках проектного семинара «Проектирование основной образовательной программы общего образования в соответствии с требованиями ФГОС» с докладом «Проектирование системы оценки качества дошкольного образования в соответствии с ФГОС» выступила Татьяна Морозова, эксперт-аналитик Института проблем образовательной политики «Эврика».

Татьяна Морозова отметила, что максимально широко воспитание можно интерпретировать как готовность: к освоению норм; к преобразованию норм. Воспитание понимается как точка столкновения между этими процессами. Диалектический анализ понятия нормы - «точки столкновения интересов индивида и интересов социума». У человека в социуме есть два возможных способа активности:

  • поведение натуральное, животное;
  • поведение ограниченное, построенное в интересах социума, культурное.

Потребность индивида в каждой ситуации может найти пространство для культурной реализации, а может разрешиться в ненормативном ключе. Важно понять, как ребенок ощущает себя в пространстве образовательной организации, позволяет, помогает ли оно достигать целевых ориентиров дошкольного образования:

  • Особым объектом освоения становятся для ребенка собственное тело и телесные движения. Он с удовольствием бегает, прыгает, лазает. Дети могут видоизменять ранее усвоенные образцы движений, движения приобретают произвольный характер.
  • Для ребенка характерно устойчивое положительное отношение к себе, уверенность в своих силах, открытость внешнему миру.
  • Способность ребенка к фантазии, воображению проявляется в ролевой и режиссерской игре (наличие оригинального замысла, гибкость развертывания сюжетной линии сообразно условиям и обстоятельствам).
  • Ребенок проявляет доброжелательное внимание к окружающим, отзывчив к переживаниям другого человека, обладает чувством собственного достоинства, уважает дос­тоинство других.

Стандартизация образовательных результатов на уровне дошкольного образования насколько соблазнительна, настолько и опасна: прямое оценивание ребенка в этом возрасте, сравнение с нормами, шаблонами лишает ребенка права на индивидуальный темп и траекторию развития. Основное возрастное новообразование – игровая деятельность ребенка – в ситуации внешнего оценивания имеет риск к блокированию развития или искаженного формирования. В связи с этим, требования к образовательным результатам детей на уровне дошкольного образования должны быть зафиксированы в виде целевых ориентиров, которые не являются основанием для оценивания (а тем более контроля) детей.

На передний план осмысления и разработки в рамках ФГОС дошкольного образования выдвигаются требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Эти требования определяют и технологию работы педагогических работников в дошкольных образовательных организациях, и подходы к формированию реестра услуг дошкольного образования, дошкольного присмотра и ухода, а также подходы к определению структуры и величины норматива финансирования услуги дошкольного образования. Эти требования определяют вектор развития материально-технической среды, в которой получает дошкольное образование ребенок.

Качество дошкольного образования можно оценить только через оценку образовательной среды.Инструменты оценки образовательной среды:

  • Шкалы оценки образовательной среды в дошкольном образовании (ECERS-R)
  • Шкала наблюдений за взаимодействием детей в классной комнате (Classroom Assessment Scoring System (CLASS)

Общие характеристики для всех шкал:

  • Предполагают наблюдения за ребенком или интеракциями взрослого и ребенка в естественных условиях внешним специалистом
  • Предполагают специальную подготовку профессионала, использующего шкалу.
  • Включают подробное описание индикаторов, позволяющих надежно оценивать ситуацию (среду, взаимодействие) и давать ей количественную оценку.
  • Допускают возможность использования для внутренней оценки и формирующего оценивания в программах по развитию ситуации в дошкольном образовательном учреждении.

Иван ТРИФОНОВ


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100