15 октября 2014 года в Москве в рамках проектного семинара «Проектирование
основной образовательной программы общего образования в соответствии с требованиями ФГОС» с продолжением доклада «Проектирование
основной образовательной программы основной школы и системы оценки качества общего образования в соответствии с ФГОС»
выступил Алексей Воронцов, эксперт Института проблем образовательной политики «Эврика».
Особое внимание в лекции было уделено принципам создания и реализации основной образовательной программы. Структура и содержание
ООП, по мнению Алексея Воронцова, является одним из ключевых факторов достижения образовательных результатов, соответствующих
требованиям ФГОС.
Говоря о принципах организации ООП образовательной организации, докладчик отметил, что программа имеет серьезные правовые,
психолого-педагогические основания (к ним он отнес: культурно-историческую концепцию Льва Выготского, системно-деятельностный
подход в обучении, особые представления о результатах и др.). «Такие образовательные результаты как самостоятельность,
инициативность, ответственность являются сквозными, - подчеркнул Алексей Воронцов, - на разных возрастных этапах они могут
иметь разную наполняемость, но, тем не менее, мы должны иметь понимание о согласованности развития этих линий в личности ребенка,
а не придумывать разрозненные результаты для каждой ступени образования».
«Без знания этих основ «списывание» с примерной ООП не дает никаких преимуществ, не развивает и не продвигает
педагогический коллектив», - подчеркнул эксперт.
Далее в лекции были представлены принципы конструирования программы:
- задачный принцип построения программы как основы программы действий педагогического коллектива
- модульный принцип построения содержания программы;
- проектный принцип работы над созданием и реализации программы
- моделирование как принцип конструирования содержания программы;
- принцип индивидуализации в ходе освоения программы;
- командный принцип конструирования и реализации проектов через кооперацию участников изучения программы;
- продуктивность как основной принцип результативности освоения программы;
- публичность и презентационность результатов по окончании освоения программы;
- экспертный характер оценки результатов и продуктов реализации образовательной программы.
При конструировании ООП Алексей Воронцов предложил разделить программу на три функциональные части:
1 часть - собственно основная образовательная программа как стратегический и презентационный документ образовательной политики
образовательной организации. Компактный (емкий) документ, определяющий: цели, задачи, содержание, способы его организации,
результаты и способы их оценивания (объем не более 30-40 страниц. Размещается на сайте образовательной организации);
2 часть – «дорожная карта» (программа действий и план мероприятий по реализации ОПП по годам) и мониторинг
реализации ООП как механизм управления реализацией ООП;
3 часть – набор отдельных учебных и внеучебных программ педагогов (группы педагогов) как способ реализации первой части
ООП.
В заключении эксперт обратил внимание на необходимость применения принципа проектирования при создании ООП. «В кооперации,
когда у каждого участника проекта есть ответственность за свою часть продукта, появляется и мотивация к реализации ООП, и
личный смысл заниматься этим, - отметил докладчик. - Нужно включать в проектную группу всех, кто заинтересован в разработке
содержания образования в своей школе».
Алексей Воронцов предложил возможную схему конструирования ООП в проектном режиме:
- 1 проектная группа: содержание образование младших школьников: принципы отбора,
способы и формы реализации;
- 2 проектная группа: образовательные результаты, их достижения и система оценивания;
- 3 проектная группа: информационно-образовательная среда: устройство и функционирования
(«дизайн»);
- 4 проектная группа: нормативно-правовое обеспечение реализации ООП.
Иван ТРИФОНОВ
|