Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Главная > Cеминары и конференции> Курсы повышения квалификации в г.Москва> Проектный семинар 14-15 октября> Лекция «Финансово-экономические механизмы. Часть 2», Р.В.Селюков

Лекция «Финансово-экономические механизмы обеспечения реализации основной образовательной программы общего образования в соответствии с ФГОС. Часть 2», Р.В.Селюков, первый заместитель директора АНО «Институт проблем образовательной политики «Эврика»




15 октября 2014 года в Москве в рамках проектного семинара «Проектирование основной образовательной программы общего образования в соответствии с требованиями ФГОС» с продолжением доклада «Финансово-экономические механизмы обеспечения реализации основной образовательной программы общего образования в соответствии с ФГОС» выступил Роман Селюков, первый заместитель директора Института проблем образовательной политики «Эврика».

В ходе выступления на примере финансирования основной школы были рассмотрены следующие вопросы:

  • нормативы финансирования;
  • муниципальное задание;
  • система оплаты труда (эффективный контракт).

Для того, чтобы понимать, как происходит финансирование школы, нужно учитывать особенности основной образовательной программы основного общего образования. Например, учитывая принцип индивидуализации, по которому мы должны обеспечить формирование способности у ребенка самостоятельно составить свою индивидуальную программу, должно решиться, каким образом может быть это организовано:

  • сопровождать ли детей с помощью тьютора;
  • обеспечить ли их ситуациями выбора.

Идея ответственного выбора логически вытекает из индивидуализации программы. В настоящий же момент школа может предложить только дополнительное образование и платные образовательные услуги. Нет возможности выбора таких критериев, как «плавающее» расписание, выбор педагога, формы обучения, формы организации образовательного процесса, хотя все это должно появиться и стать легальным.

К сожалению, специфика услуг отсутствует в реестре муниципальных услуг (создание разновозрастных групп, малых групп, дополнительные ставки психологов, тьюторов и т.п.). Поэтому, казалось бы, возникает проблема между требованиями ФГОС и объемом выделяемых средств. Но есть два пути решения:

  1. можно увеличить объем выделяемых средств, не меняя технологию работы педагога;
  2. можно оставить объем, но существенно изменить технологию.

В течение последних лет значительные средства вкладываются в повышение заработной платы учителей. Но не уходят ли они в песок – качество образования принципиально не изменилось. Одновременно с этим сегодня нет никаких конкретных представлений о качестве, которые помогли бы моделировать и оценивать процесс повышения эффективности образования. Точка зрения Министерства финансов Российской Федерации такова: если выделение системе образования значительного объема дополнительных средств в 2006-2007 и в 2011-2013 гг. не приводит к эффекту повышения качества образования, нужны ли такие объемы финансирования. Снова в центре внимания оказываются вопросы эффективности. Очевидно, что следует операционализировать действия в рамках системы оценки качества труда, качества образования, перехода на эффективный контракт, введения ФГОС, которые помогли бы привести к повышению качества.

Возможны три модели повышения эффективности образования:

  • уменьшение ресурсов в системе образования при консервации качества;
  • консервация объема средств при повышении качества;
  • увеличение объема ресурсов при опережающем развитии качества образования.

Понятно, что основная возникающая при этом проблема - не экономического характера, а «технического», то есть касающаяся проектирования процессов. «Мы должны понять, как меняются технологии работы с детьми, методика расчета норматива, система оплаты труда учителя, работающего по той модели, которую выберет школа» - подытожил Роман Селюков.

Иван ТРИФОНОВ


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100