15 октября 2014 года в Москве в рамках проектного семинара «Проектирование
основной образовательной программы общего образования в соответствии с требованиями ФГОС» с продолжением доклада «Система
образования: проблемы современности и вызовы будущего» выступил Александр Адамский, научный руководитель Института проблем
образовательной политики «Эврика».
По мнению Александра Адамского, в настоящий момент нет четкого представления о том, в каком направлении будет происходить
социализация детей. Сейчас в первый класс приходят дети, компетенции которых выше, чем у учителя. В этом смысле ситуация неопределенности
очень предметная вещь, если раньше мы понимали, как готовить ребенка, какие компетенции у него развивать, то сейчас не знаем,
что будет необходимо для того, чтобы ребенок был успешным. Если педагог умеет проектировать ситуации, в которых ребенком совершаются
непроизвольные действия, то он легко отталкивается от этой ситуации, но если педагога научили алгоритмам, то он не сможет
построить отношение к тому, к чему отношение не формализовано. А ребенок нуждается во взрослом, который поможет ему порождать
способы действия в неизвестной ситуации. Изменчивость, новизна – факторы социализации, а изучение алгоритмов –
это иллюзия предсказуемости перспектив. Качество знания и социализация – параллельные прямые. Задача в настоящее время
– создать институты, которые бы учили педагогов умению проектировать ситуации свободного действия.
Как показывает практика, для родителей образец образованности – это их опыт, и нужно находить общий язык между воспитателем
и родителями. Задача воспитателя - создать у ребенка «право субъектности», отчуждение от нормы, правил. Если воспитатель
будет тотально править ребенком, то у него субъектность не формируется. Открытый доступ к социализации и есть результативность
образования.
Обратившись к проблемам современности эксперт заметил, что мы существуем в сложное время, когда ключевыми факторами жизни
является неопределенность и изменчивость. В советской системе была некоторая определенность. Процесс подготовки ребенка к
жизни усложнился, так как мы не знаем, какой будет жизнь. Успеваемость в школе слабо коррелирует с жизненным успехом. Это
очевидно, что «двоечники» и «троечники» ощущают себя более реализованными, успевающими в жизни. Успех
и уровень образованности не зависят друг от друга.
Александр Адамский подчеркнул, что время социализации сжалось, дети, подростки, студенты начинают играть важную социальную
роль, они продуцируют смыслы, которые меняют общественное сознание. Образование – уже не место подготовки к социализации,
а место социализации. Отношения, связи внутри системы образования играют большую роль в развитии ребенка, чем среда и учебный
материал. Образовательная практика начинает выходить за границы институтов образования через детей. Сегодня начинают появляться
источники образования более сильные, чем формальные образовательные институты. В этом отношении педагог должен быть не носителем
специальных знаний, а специалистом по взаимодействию с людьми разного возраста.
Александр Адамский, говоря о результатах образования, заметил, что нужно уже сейчас понимать, какие из них будут актуальны,
скажем, через 15 лет? Этот вопрос актуален и в отношении роли учителя, источника знаний и навыков, а также отношения к инновациям.
Инновации в сфере образования в ходе опроса WISE 2014 года «Перспективы развития образования до 2030 года» получили
высокую оценку:
- 93% респондентов положительно отзываются об образовательных учреждениях, в которых
внедряются инновационные методы, основанные на новых подходах в обучении и творческих процессах.
- 7% опрошенных специалистов считают, что образование вернется к фундаментальным
ценностям и традициям (высокой роли учителя, дисциплине, традиционным приемам и к педагогике).
На вопрос об оценке навыков, важных с точки зрения образования, в будущем 75 % респондентов ответили, что фундаментальное
значение будут иметь личные навыки; 59 % ответили, что фундаментальное значение будут иметь ноу-хау и практические навыки
и лишь 42 % респондентов считают, что фундаментальное значение будут иметь академические знания.
А вот преподавание и обучение претерпят фундаментальные изменения:
- По мнению 73% специалистов WISE, роль учителя будет сводиться к практическому
руководству учащимися в ходе их обучения по индивидуальным схемам.
- 19% верят в авторитет учителей, основной функцией которых будет по-прежнему передача
знаний.
- 8% считают, что у учителей будут более ограниченные функции, которые сводятся
к проверке работ учащихся онлайн.
Иван ТРИФОНОВ
|