Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Главная > Cеминары и конференции> Курсы повышения квалификации в г.Москва> Проектный семинар 14-15 октября> Лекция «Система образования: проблемы современности и вызовы будущего. Часть 2», А.И.Адамский
Презентация к докладу Александра Адамского 

Лекция «Система образования: проблемы современности и вызовы будущего. Часть 2», А.И.Адамский, научный руководитель АНО «Институт проблем образовательной политики «Эврика»




15 октября 2014 года в Москве в рамках проектного семинара «Проектирование основной образовательной программы общего образования в соответствии с требованиями ФГОС» с продолжением доклада «Система образования: проблемы современности и вызовы будущего» выступил Александр Адамский, научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика».

По мнению Александра Адамского, в настоящий момент нет четкого представления о том, в каком направлении будет происходить социализация детей. Сейчас в первый класс приходят дети, компетенции которых выше, чем у учителя. В этом смысле ситуация неопределенности очень предметная вещь, если раньше мы понимали, как готовить ребенка, какие компетенции у него развивать, то сейчас не знаем, что будет необходимо для того, чтобы ребенок был успешным. Если педагог умеет проектировать ситуации, в которых ребенком совершаются непроизвольные действия, то он легко отталкивается от этой ситуации, но если педагога научили алгоритмам, то он не сможет построить отношение к тому, к чему отношение не формализовано. А ребенок нуждается во взрослом, который поможет ему порождать способы действия в неизвестной ситуации. Изменчивость, новизна – факторы социализации, а изучение алгоритмов – это иллюзия предсказуемости перспектив. Качество знания и социализация – параллельные прямые. Задача в настоящее время – создать институты, которые бы учили педагогов умению проектировать ситуации свободного действия.

Как показывает практика, для родителей образец образованности – это их опыт, и нужно находить общий язык между воспитателем и родителями. Задача воспитателя - создать у ребенка «право субъектности», отчуждение от нормы, правил. Если воспитатель будет тотально править ребенком, то у него субъектность не формируется. Открытый доступ к социализации и есть результативность образования.

Обратившись к проблемам современности эксперт заметил, что мы существуем в сложное время, когда ключевыми факторами жизни является неопределенность и изменчивость. В советской системе была некоторая определенность. Процесс подготовки ребенка к жизни усложнился, так как мы не знаем, какой будет жизнь. Успеваемость в школе слабо коррелирует с жизненным успехом. Это очевидно, что «двоечники» и «троечники» ощущают себя более реализованными, успевающими в жизни. Успех и уровень образованности не зависят друг от друга.

Александр Адамский подчеркнул, что время социализации сжалось, дети, подростки, студенты начинают играть важную социальную роль, они продуцируют смыслы, которые меняют общественное сознание. Образование – уже не место подготовки к социализации, а место социализации. Отношения, связи внутри системы образования играют большую роль в развитии ребенка, чем среда и учебный материал. Образовательная практика начинает выходить за границы институтов образования через детей. Сегодня начинают появляться источники образования более сильные, чем формальные образовательные институты. В этом отношении педагог должен быть не носителем специальных знаний, а специалистом по взаимодействию с людьми разного возраста.

Александр Адамский, говоря о результатах образования, заметил, что нужно уже сейчас понимать, какие из них будут актуальны, скажем, через 15 лет? Этот вопрос актуален и в отношении роли учителя, источника знаний и навыков, а также отношения к инновациям. Инновации в сфере образования в ходе опроса WISE 2014 года «Перспективы развития образования до 2030 года» получили высокую оценку:

  • 93% респондентов положительно отзываются об образовательных учреждениях, в которых внедряются инновационные методы, основанные на новых подходах в обучении и творческих процессах.
  • 7% опрошенных специалистов считают, что образование вернется к фундаментальным ценностям и традициям (высокой роли учителя, дисциплине, традиционным приемам и к педагогике).

На вопрос об оценке навыков, важных с точки зрения образования, в будущем 75 % респондентов ответили, что фундаментальное значение будут иметь личные навыки; 59 % ответили, что фундаментальное значение будут иметь ноу-хау и практические навыки и лишь 42 % респондентов считают, что фундаментальное значение будут иметь академические знания.

А вот преподавание и обучение претерпят фундаментальные изменения:

  • По мнению 73% специалистов WISE, роль учителя будет сводиться к практическому руководству учащимися в ходе их обучения по индивидуальным схемам.
  • 19% верят в авторитет учителей, основной функцией которых будет по-прежнему передача знаний.
  • 8% считают, что у учителей будут более ограниченные функции, которые сводятся к проверке работ учащихся онлайн.

Иван ТРИФОНОВ


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100