Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Пленарное заседание




14 октября 2014 года в Москве в рамках проектного семинара «Проектирование основной образовательной программы общего образования в соответствии с требованиями ФГОС» состоялось пленарное заседание, на котором представлены результаты работы проектных групп, подведены итоги первого дня семинара.

Особенностью актуального состояния понимания технологий формирования инициативности у детей в профессиональном сообществе воспитателей детских садов является:

  • отсутствие достаточного арсенала техник работы с детьми, обеспечивающих появление и становление детской инициативы;
  • отсутствие понимания, каким образом детская инициатива, развитая в дошкольном возрасте, может быть поддержана в младшем школьном возрасте в условиях жесткого насаждения норм поведения в школе и форматирования способов организации познавательной деятельности детей;
  • отсутствие механизмов финансово-экономического стимулирования такой деятельности педагогов.

Участники семинара обозначили ключевые задачи, которые предстоит решать педагогам, обеспечивающим развитие детской инициативы:

  • формирование предметно-развивающей среды как образовательный среды;
  • решение проблемы о соотношении понятия занятия и образовательного события в контексте ФГОС;
  • наработка техник поддержки и развития детской инициативы в ведущей деятельности детей дошкольного возраста - игре;
  • формирование карт наблюдения за развитием инициативы детей дошкольного возраста.

Ключевой управленческой задачей при этом выступает обеспечение готовности воспитателей к профессиональной деятельности, обеспечивающей движение детей к целевым ориентирам, обозначенных во ФГОС. Участники группы отметили, что на эту задачу должны работать в том числе и внутренние нормы деятельности педагогов, закрепляемые в том числе в трудовом договоре. Участники группы представили форму проектирования предмета трудового договора с воспитателей детского сада через обозначение трудовых функций, видов деятельности, реализующих эти функции и способов обнаружения, что трудовая функция педагогом выполняется и приводит к результатам. Предложенная форма по мнению экспертов излишне детализирует требования к деятельности воспитателя, что является существенным риском в условиях всевозможных проверок, которым может повергаться дошкольная образовательная организация и при этом не гарантирует реального и качественного исполнения педагогом этих функций. По мнению экспертов и участников проектной группы, следующим шагом проектирования трудового договора с воспитателем детского сада под задачу реализации ФГОС является обобщение детализированного функционала в более компактный перечень видов и результатов их деятельности.

В рамках пленарного заседания зафиксирован тезис, что существует явный дисбаланс между частью сообщества школ или членов коллектива одной конкретной школы, которые разделяют новые принципы организации образовательной деятельности и теми, кто продолжает действовать по инерции. Каким образом возможно увеличивать долю педагогов и управленцев, проектирующих и реализующих новые механизмы и модели введения ФГОС? Участники семинара предложили делать это за счет постоянной работы в проектной деятельности с этой категорией работников, постоянно вовлекая в дискуссии по поводу результатов их деятельности остальных работников. Такой способ позволит более точечно и эффективно действовать с точки зрения управления.

Группа участников семинара, обсуждавшая новые финансово-экономические механизмы развития образования, зафиксировала три проблемы по результатам своей работы:

  • эффективный контракт в школе даже по формальным признакам не может быть сведен к трудовому договору. Трудовой договор не может эффективно закреплять ключевой принцип эффективного контракта – обеспечение размера средней зарплаты педагога на уровне не ниже средней в регионе заработной платы. Это может быть урегулировано в рамках системы оплаты труда образовательной организации и в коллективном договоре;
  • система оплаты труда, которая детализирована на муниципальном уровне, не позволяет выстроить эффективный контракт в конкретной школе;
  • в условиях непрозрачных механизмов формирования и доведения до школы средств по нормативу введение эффективного контракта становится невозможным.

Иван ТРИФОНОВ


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100