14 октября 2014 года в Москве в рамках проектного семинара «Проектирование
основной образовательной программы общего образования в соответствии с требованиями ФГОС» состоялось пленарное заседание,
на котором представлены результаты работы проектных групп, подведены итоги первого дня семинара.
Особенностью актуального состояния понимания технологий формирования инициативности у детей в профессиональном сообществе
воспитателей детских садов является:
- отсутствие достаточного арсенала техник работы с детьми, обеспечивающих появление
и становление детской инициативы;
- отсутствие понимания, каким образом детская инициатива, развитая в дошкольном
возрасте, может быть поддержана в младшем школьном возрасте в условиях жесткого насаждения норм поведения в школе и форматирования
способов организации познавательной деятельности детей;
- отсутствие механизмов финансово-экономического стимулирования такой деятельности
педагогов.
Участники семинара обозначили ключевые задачи, которые предстоит решать педагогам, обеспечивающим развитие детской инициативы:
- формирование предметно-развивающей среды как образовательный среды;
- решение проблемы о соотношении понятия занятия и образовательного события в контексте
ФГОС;
- наработка техник поддержки и развития детской инициативы в ведущей деятельности
детей дошкольного возраста - игре;
- формирование карт наблюдения за развитием инициативы детей дошкольного возраста.
Ключевой управленческой задачей при этом выступает обеспечение готовности воспитателей к профессиональной деятельности, обеспечивающей
движение детей к целевым ориентирам, обозначенных во ФГОС. Участники группы отметили, что на эту задачу должны работать в
том числе и внутренние нормы деятельности педагогов, закрепляемые в том числе в трудовом договоре. Участники группы представили
форму проектирования предмета трудового договора с воспитателей детского сада через обозначение трудовых функций, видов деятельности,
реализующих эти функции и способов обнаружения, что трудовая функция педагогом выполняется и приводит к результатам. Предложенная
форма по мнению экспертов излишне детализирует требования к деятельности воспитателя, что является существенным риском в условиях
всевозможных проверок, которым может повергаться дошкольная образовательная организация и при этом не гарантирует реального
и качественного исполнения педагогом этих функций. По мнению экспертов и участников проектной группы, следующим шагом проектирования
трудового договора с воспитателем детского сада под задачу реализации ФГОС является обобщение детализированного функционала
в более компактный перечень видов и результатов их деятельности.
В рамках пленарного заседания зафиксирован тезис, что существует явный дисбаланс между частью сообщества школ или членов коллектива
одной конкретной школы, которые разделяют новые принципы организации образовательной деятельности и теми, кто продолжает действовать
по инерции. Каким образом возможно увеличивать долю педагогов и управленцев, проектирующих и реализующих новые механизмы и
модели введения ФГОС? Участники семинара предложили делать это за счет постоянной работы в проектной деятельности с этой категорией
работников, постоянно вовлекая в дискуссии по поводу результатов их деятельности остальных работников. Такой способ позволит
более точечно и эффективно действовать с точки зрения управления.
Группа участников семинара, обсуждавшая новые финансово-экономические механизмы развития образования, зафиксировала три проблемы
по результатам своей работы:
- эффективный контракт в школе даже по формальным признакам не может быть сведен
к трудовому договору. Трудовой договор не может эффективно закреплять ключевой принцип эффективного контракта – обеспечение
размера средней зарплаты педагога на уровне не ниже средней в регионе заработной платы. Это может быть урегулировано в рамках
системы оплаты труда образовательной организации и в коллективном договоре;
- система оплаты труда, которая детализирована на муниципальном уровне, не позволяет
выстроить эффективный контракт в конкретной школе;
- в условиях непрозрачных механизмов формирования и доведения до школы средств
по нормативу введение эффективного контракта становится невозможным.
Иван ТРИФОНОВ
|