14 октября 2014 года в Москве в рамках проектного семинара «Проектирование
основной образовательной программы общего образования в соответствии с требованиями ФГОС» с докладом «Проектирование
основной образовательной программы детского сада в соответствии с ФГОС» выступила Наталья Шадрина, заместитель директора
Института проблем образовательной политики «Эврика».
Наталья Шадрина отметила, что дошкольное образование в настоящее время находится на «нулевой стартовой позиции»,
поскольку стало самостоятельным уровнем общего образования, что повлекло за собой необходимость стандартизации образования
дошкольников и изменения нормативно-правовой базы. Эксперт обратила внимание на структуру ООП, соотношение инвариантной и
вариативной частей, отметила, что реализация ООП не ограничивает получение детьми платных образовательных услуг, а также дошкольная
организация вправе реализовывать несколько примерных программ, что может положительно влиять на качество образования и обеспечивать
поддержку и сопровождение разнообразия детства.
Центр тяжести в стандарте для дошкольников смещен с требований к результатам на требования к условиям. Целевые ориентиры являются,
прежде всего, ориентирами для профессиональной деятельности педагога и они не могут быть показателями выполнения муниципального
задания и служить непосредственным основанием при решении управленческих задач. Ключевые проблемы реализации стандарта, как
отметила Наталья Шадрина, заключаются в модернизации финансово-экономических механизмов, готовности педагога проектировать
успешные социальные ситуации развития детей, создавать образовательную среду в детском саду, формирующей культурные практики
и позитивный социальный опыт.
Внимание слушателей привлекли требования к планированию образовательной деятельности, обеспечению баланса между обучением
и свободной деятельностью детей, между деятельностью, инициированной взрослыми и инициированными самими детьми, между подражанием
и творческим действием и стандартизированные инструменты оценки образовательных условий.
Возможные механизмы снижения рисков введения ФГОС дошкольного образования:
- Введение системы повышения квалификации кадров с использованием системы стажировочных
площадок.
- Разработка инструментария оценки образовательной среды. Должны проверяться не
результаты детей, а условия, созданные в детском саду для развития эмоционального благополучия ребенка. Но инструментария
пока нет, не ясно, что может быть таким инструментом, чтоб проверить созданные условия без выхода в детский сад.
- Создание независимых институтов оценки качества образования (образовательный
аудит).
Основная образовательная программа - это основополагающий документ дошкольной образовательной организации. Своя программа
в ДОУ должна быть обязательно, даже если выйдет реестр примерных программ. Одна дошкольная организация может реализовывать
несколько программ, ФГОС это позволяет. Программа разрабатывается и утверждается ДОУ самостоятельно. Можно давать ссылки на
другие программы в своей программе, если они используются частично. Образовательная программа должна реализовываться в течение
всего времени пребывания ребенка в ДОУ. Реализация ООП не ограничивает получение дополнительных платных услуг. Если предлагаются
платные услуги, родитель может написать заявление и посещать другие занятия в ДОУ.
В ДОУ может проводиться два вида диагностики: педагогическая и психологическая. Педагогическая диагностика может проводиться
при построении программы, для составления индивидуального маршрута ребенка. Педагог проводит эту диагностику только для себя,
а не для проверок. Психологическая диагностика проводится с разрешения родителей и тоже только для контроля развития или в
рамках исследования.
Наталья Шадрина отметила, что намерение образовательной программы не должно быть результатом развития ребенка. Оценка деятельности
педагога также не должна быть построена на основе результатов развития ребенка, а должна основываться на оценке умения создать
благоприятную среду для развития детей.
При разработке основной образовательной программы возможно проектирование модельного плана и модельных действий, обеспечивающих
современные требования к качеству образования и способствующих самореализации детей в событиях и культурных практиках. Слушатели
дифференцировали понятия «события и занятия», «право выбора и подчинение предложенному заданию», «произвольность
действий и ориентация на похвалу». Постоянная похвала, очень часто используемая педагогом как оценка деятельности детей,
блокирует формирование «Я-высказывания», полностью лишает их возможности проявления инициативы и ориентации на свои
ощущения.
Механизм достижения целевых ориентиров должен быть обеспечен через:
- реализацию требований к предметно-пространственной развивающей среде,
- требований к работе педагога, компетенции которых соответствуют трудовым функциям.
Иван ТРИФОНОВ
|