Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Главная > Cеминары и конференции> Курсы повышения квалификации в г.Москва> Проектный семинар 14-15 октября> «Проектирование основной образовательной программы основной школы. Часть 1», А.Б.Воронцов
Презентация к докладу Алексея Воронцова 

«Проектирование основной образовательной программы основной школы и системы оценки качества общего образования в соответствии с ФГОС. Часть 1» – А.Б.Воронцов, эксперт АНО «Институт проблем образовательной политики «Эврика»




14 октября 2014 года в Москве в рамках проектного семинара «Проектирование основной образовательной программы общего образования в соответствии с требованиями ФГОС» с первой частью доклада «Проектирование основной образовательной программы основной школы и системы оценки качества общего образования в соответствии с ФГОС» выступил Алексей Воронцов, эксперт Института проблем образовательной политики «Эврика».

Алексей Воронцов представил главные проблемы российского образования сегодняшнего дня: уход от научности и отсутствие элементарных познаний для понимания действий учителем.

Закон «Об образовании» 1992 года эксперт считает самым демократичным, но отсутствовали механизмы реализации этого закона, собственно как и других. Присутствует просто массовое исполнение, без индивидуального подхода и анализа необходимости этого. Как запустить системы оценки качества образования в школах?:

  • система должна быть проста и понятна учителю, при этом сохраняющая качество его работы и результативность;
  • контрольно-оценочная деятельность должна быть «детской», то есть передана непосредственно обучающемуся.

На сегодняшний день наблюдается тенденция усложнения контрольно-оценочной деятельности. Например, оценка метапредметных и личностных результатов, отказ от 5-балльной системы, создание портфолио. Кстати, портфолио – это сбор информации для разных целей и не только для оценки. Для чего ребенку нужна оценка?:

  • для собственного анализа, что сделано им правильно, а что нет;
  • для возможности скорректировать свою будущую деятельность;
  • для позиционирования себя в обществе.

Исходя из этого, встает вопрос «Каковы механизмы оценивания и как их можно изменить на каждом уровне образовательной деятельности?» Ответ звучал на примере начальной школы. Сейчас появляется много разных линий содержания (к примеру, учебных программ). И вся система оценки будет обустроена вокруг формирования знаний, умений, навыков. Формирование коллективной учебной деятельности у младших школьников было еще 50 лет назад, а необходимо формирование поисковой активности обучающихся начальной школы. Важно проверить понимание детей на определение решения задач. Предмет должен оставаться главным в учебной деятельности школьников, но нужны поисковые модели в изучении предметов. А соответственно должен меняться и механизм оценивания.

Система оценки качества образования в Российской Федерации давно существует, и сложилась она стихийно, без каких-либо нормативных актов. Это действительно система, так как представлена на различных уровнях управления образованием: пятибалльная система оценивания, ГИА, городские контрольный работы, международные исследования (PISA и т.д.), аттестация педагогов, олимпиады, конкурсы, государственная аккредитация образовательных организаций.

Сегодня возникает ряд вопросов: как управлять этой системой, что развивать, что переопределять? Зачем всем нам общероссийская система оценки качества общего образования? Общероссийская система оценки качества образования позволит:

  1. Определить общие «правила игры» для всех регионов, принятые на федеральном уровне
  2. Определить полномочия всех субъектов Российской Федерации на образовательном поле
  3. Расширить оценку аспектов деятельности образовательной организации
  4. Реализовать различные запросы на оценку потребителей образования
  5. Сформулировать общие требования к инструментам и процедурам оценки качества образования

Сейчас отмечен дефицит принципов образовательной политики в области оценки качества - ФЗ-273 «Об образовании» определяет систему оценки качества общего образования как институт со своими нормами, правилами, действующими лицами, с помощью которого государство, общество, граждане получают информацию об условиях, процессе реализации основных образовательных программ, ступеней общего образования и образовательных результатах школьников. Понятие «качество образования» для разных субъектов образования имеет разный оттенок. В Законе понятие «качество» носит общий характер и в большой мере определяется с позиции государства как оценка требований ФГОС. Однако контролировать можно только те нормы, которые четко зафиксированы, отсюда возникает абсурдность ситуации. Проверять контролирующая организация будет соответствие тому, что требует государство, а не потребитель.

Иван ТРИФОНОВ


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100