Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Главная > Cеминары и конференции> Курсы повышения квалификации в г.Москва> Проектный семинар 14-15 октября> Лекция «Основная образовательная программа как общественный договор о качестве образования», В.Бацын
Презентация к докладу Владимира Бацына 

Лекция «Основная образовательная программа как общественный договор о качестве образования», В.К.Бацын, начальник отдела региональной образовательной политики АНО «Институт проблем образовательной политики «Эврика»




14 октября 2014 года в Москве в рамках проектного семинара «Проектирование основной образовательной программы общего образования в соответствии с требованиями ФГОС» с докладом «Основная образовательная программа как общественный договор о качестве образования» выступил Владимир Бацын, начальник отдела региональной образовательной политики Института проблем образовательной политики «Эврика».

В начале своего выступления эксперт сделал акцент на двух типах образовательных программ: образовательная программа образовательной организации и образовательная программа среды, которая находится за пределами школы и внутри школы.

При этом Владимир Бацын подчеркнул, что образовательная программа среды (улицы) должна иметь превалирующую долю влияния на развитие ребенка, а программа школы должна помогать продуктивно осваивать программу улицы. Таким образом, должна произойти трансформация образовательной программы улицы в образовательную программу школы. Школа должна всегда работать на будущее, но будущее мало известно. Никто не может предположить, к чему и как подготовить детей, чтобы они были успешными лет через сорок.

Очевидно, интересы государства в образовании заключаются в наличии следующих результатов:

  • все граждане в возрасте 17 лет должны владеть государственным языком;
  • все выпускники школ в возрасте 17 лет должны ощущать включенность в социально-культурный контекст;
  • все выпускники школ должны осознавать свое гражданство;
  • все выпускники школ должны быть подготовлены к процессам самореализации.

По мнению эксперта, субъектами образовательной политики являются:

  • государство;
  • народ как симбиоз этно-культурно-исторических сообществ;
  • различные социально-культурные страты и сообщества (в том числе работодатели);
  • муниципалитет (местное самоуправление);
  • семья учащегося (воспитанника);
  • ученик.

Владимир Бацын подчеркнул важность осознания актуальности перехода от несубъектности к субъектности. В какой степени «субъект» – муниципальная система образования – субъектна к региональной системе образования, школа – к муниципальной системе образования.

Владимир Бацын обозначил проблему соотношения интересов заказчика и интересов благополучателя. Кто является главным заказчиком образовательных услуг? Кто является главным благоприобретателем? Есть ли в какой-либо школе механизм выявления реального заказа ученика школе? Интересы заказчика и благополучателя должна отражать образовательная программа школы, целью реализации которой в итоге должна стать социализация ребенка, то есть введение в культурные взаимоотношения.

Процесс социализации должен проходить в условиях наличия трех образовательных пространств: семьи, образовательной организации, личности.

Пока эти пространства недостаточно сознают сами себя и недостаточно оценивают значимость взаимодействия. Зачастую в семье отсутствует образовательная политика, а цели школы не имеют конкретного отношения к ученику. Вследствие этого ученик не становится субъектом своей деятельности, в этом контексте и учитель не становится субъектом тоже. Задачей является постепенное исподволь «овнешненное» пространство, делающее деятельность ребенка предметом публичного рефлексивного критического диалога. Следовательно, необходимо формирование родительско-педагогическо-ученического сообщества, включающего следующие структурные элементы:

  • формат деятельности: ООП как проект создания условий для социализации учащихся за счет мобилизации социокультурных ресурсов среды;
  • миссия;
  • уклад;
  • образовательные среды и пространства;
  • содержание деятельности в них;
  • ожидаемые результаты и их верификация.

Эксперт обратил внимание участников семинара на развитие образовательного аутсорсинга, задачей которого является расширение социокультурного ресурса общего образования.

Основными принципами образовательного аутсорсинга являются: переход от модели «бюро услуг» к модели «делаем вместе»; изменение понимания образовательного пространства как пространства социализации к пониманию всего пространства социализации как образовательного пространства (не ученики следует за школой, а школа – за учениками); необходимость и неизбежность привлечения к образовательной (социокультурной) деятельности множества «простых» членов общества; понимание качества образования как качества социализации.

В заключение Владимир Бацын обозначил основную цель общего среднего образования – способствовать становлению социально ответственной, критически мыслящей личности, члена гражданского общества, человека, способного к адекватному целеполаганию и выбору в условиях стремительно изменяющегося социально-культурного бытия, сознающего образование как универсальную ценность и готового к его продолжению в течение всей жизни.

Иван ТРИФОНОВ


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100