14 октября 2014 года в Москве в рамках проектного семинара «Проектирование
основной образовательной программы общего образования в соответствии с требованиями ФГОС» с докладом «Основная образовательная
программа как общественный договор о качестве образования» выступил Владимир Бацын, начальник отдела региональной образовательной
политики Института проблем образовательной политики «Эврика».
В начале своего выступления эксперт сделал акцент на двух типах образовательных программ:
образовательная программа образовательной организации и образовательная программа среды, которая находится за пределами школы и внутри школы.
При этом Владимир Бацын подчеркнул, что образовательная программа среды (улицы) должна иметь превалирующую долю влияния на
развитие ребенка, а программа школы должна помогать продуктивно осваивать программу улицы. Таким образом, должна произойти
трансформация образовательной программы улицы в образовательную программу школы. Школа должна всегда работать на будущее,
но будущее мало известно. Никто не может предположить, к чему и как подготовить детей, чтобы они были успешными лет через
сорок.
Очевидно, интересы государства в образовании заключаются в наличии следующих результатов:
- все граждане в возрасте 17 лет должны владеть государственным языком;
- все выпускники школ в возрасте 17 лет должны ощущать включенность в социально-культурный контекст;
- все выпускники школ должны осознавать свое гражданство;
- все выпускники школ должны быть подготовлены к процессам самореализации.
По мнению эксперта, субъектами образовательной политики являются:
- государство;
- народ как симбиоз этно-культурно-исторических сообществ;
- различные социально-культурные страты и сообщества (в том числе работодатели);
- муниципалитет (местное самоуправление);
- семья учащегося (воспитанника);
- ученик.
Владимир Бацын подчеркнул важность осознания актуальности перехода от несубъектности к субъектности. В какой степени «субъект»
– муниципальная система образования – субъектна к региональной системе образования, школа – к муниципальной
системе образования.
Владимир Бацын обозначил проблему соотношения интересов заказчика и интересов благополучателя. Кто является главным заказчиком
образовательных услуг? Кто является главным благоприобретателем? Есть ли в какой-либо школе механизм выявления реального заказа
ученика школе? Интересы заказчика и благополучателя должна отражать образовательная программа школы, целью реализации которой
в итоге должна стать социализация ребенка, то есть введение в культурные взаимоотношения.
Процесс социализации должен проходить в условиях наличия трех образовательных пространств: семьи, образовательной организации,
личности.
Пока эти пространства недостаточно сознают сами себя и недостаточно оценивают значимость взаимодействия. Зачастую в семье
отсутствует образовательная политика, а цели школы не имеют конкретного отношения к ученику. Вследствие этого ученик не становится
субъектом своей деятельности, в этом контексте и учитель не становится субъектом тоже. Задачей является постепенное исподволь
«овнешненное» пространство, делающее деятельность ребенка предметом публичного рефлексивного критического диалога.
Следовательно, необходимо формирование родительско-педагогическо-ученического сообщества, включающего следующие структурные
элементы:
- формат деятельности: ООП как проект создания условий для социализации учащихся за счет мобилизации социокультурных ресурсов
среды;
- миссия;
- уклад;
- образовательные среды и пространства;
- содержание деятельности в них;
- ожидаемые результаты и их верификация.
Эксперт обратил внимание участников семинара на развитие образовательного аутсорсинга, задачей которого является расширение
социокультурного ресурса общего образования.
Основными принципами образовательного аутсорсинга являются: переход от модели «бюро услуг» к модели «делаем
вместе»; изменение понимания образовательного пространства как пространства социализации к пониманию всего пространства
социализации как образовательного пространства (не ученики следует за школой, а школа – за учениками); необходимость
и неизбежность привлечения к образовательной (социокультурной) деятельности множества «простых» членов общества;
понимание качества образования как качества социализации.
В заключение Владимир Бацын обозначил основную цель общего среднего образования – способствовать становлению социально
ответственной, критически мыслящей личности, члена гражданского общества, человека, способного к адекватному целеполаганию
и выбору в условиях стремительно изменяющегося социально-культурного бытия, сознающего образование как универсальную ценность
и готового к его продолжению в течение всей жизни.
Иван ТРИФОНОВ
|