9 октября 2014 года в Ханты-Мансийске в рамках семинара «Распространение
лучших практик реализации моделей успешной социализации детей в системе общего образования в 2014 году» состоялось пленарное
заседание, на котором представлены результаты работы проектных групп, подведены итоги семинара.
Роман Селюков отметил, что методика расчета нормативов социализации детей может быть предложена Министерству образования и
науки Российской Федерации от любого региона. Эта методика должна включать обоснование формулы определения норматива, из расчета
на одного обучающегося с особыми нуждами. Необходимо спрогнозировать, какие «узкие» специалисты важны и необходимы
для успешной социализации обучающегося.
Предложение Романа Селюкова рассмотреть и позиционировать эффективные методики расчета норматива социализации, присланные
участниками семинара, нашло живой отклик в зале.
Наталья Шадрина для участников семинара предложила собственное видение модели развития дополнительного образования, которая
состоит из четырех этапов:
- Организация занятий дополнительного образования в форме кружка, секции;
- Организация сети площадок, на которых разворачиваются занятия дополнительного образования;
- Организация фестивалей, конкурсов и других акций, через которые дети идут на занятия дополнительного образования, вовлечение
самих ребят в проведение акций;
- Организация территориальной педагогики, развитие образовательно-досуговой среды микрорайона, наблюдение и сопровождение
детей всего района и всех категорий.
Группа, анализировавшая результаты социологических исследований, представила интерпретацию данных социологических исследований.
Фактически в отношении моделей социализации детей с особыми нуждами большинство респондентов склонялись к позитивному отношению
к вариантам социализации детей, которые организационно выстраивались на базе специализированных образовательных организаций.
Это свидетельствует скорее не о том, что респонденты считают такую модель наиболее эффективной с точки зрения позитивной социализации
детей, а о том, что эта модель выглядит наиболее эффективной с точки зрения минимизации затрат на получение образования детьми
с особыми нуждами. Трактуя термин «социализация» в широком смысле, респонденты достаточно часто одновременно сводят
социализацию как результат к получению образования.
Модели инклюзивного образования не менее популярны среди моделей, обеспечивающих социализацию детей. Это свидетельство зеркальной
по отношению к представленной выше позиции. Большинство респондентов считают такую модель социализации эффективной с точки
зрения социализации детей с особыми нуждами, но при этом, абсолютно чётко прослеживается позиция респондентов: инклюзивное
образование весьма затратно по ресурсам. С точки зрения экономической эффективности образовательной организации, внедряющей
модель инклюзивного образования для детей с особыми нуждами, необходимо зафиксировать, что большинство респондентов фиксируют
риски негативной оценки менеджмента такой образовательной организации.
Иван ТРИФОНОВ
|