Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Группа 3. Финансовые механизмы реализации моделей успешной социализации детей




9 октября 2014 года в Ханты-Мансийске в рамках семинара «Распространение лучших практик реализации моделей успешной социализации детей в системе общего образования в 2014 году» состоялась работа проектной группы «Финансовые механизмы реализации моделей успешной социализации детей». Координатор – Наталья Шадрина, заместитель директора Института проблем образовательной политики «Эврика».

Ключевая проблема для обсуждения профессиональным сообществом финансово-экономических механизмов обеспечения социализации – может ли быть обеспечение социализации детей услугой, а социализация детей – результатом оказания детям этой услуги. Этот вопрос краеугольный, так как он фактически может открыть «дверь» финансированию огромного объема работ, который сегодня образовательные организации фактически осуществляют бесплатно, внутри основной услуги, которая оказывается детям.

Признаки услуги в обеспечении социализации детей налицо:

  • результат оказания услуги вычленяется – социализация детей;
  • понятны и вычленяемы категории потребителей, которые могут претендовать на получение услуги (в том числе за счет бюджетных средств);
  • работы в рамках услуги приводят к получению результата, который персонифицируется на потребителе.

Вместе с тем, имеются и сложности в идентификации обеспечения социализации детей в качестве услуги. Прежде всего это связано с трудностями выработки критериев социализации ребёнка. Понятие социализации очень многоплановое. При этом реальная возможность его уточнения или трактовки для выделения целостной услуги в реестре муниципальных или государственных услуг имеется.

В любом случае, если на практике не удается выделить отдельную услугу по обеспечению социализации детей (проведённое исследование показывает, что это именно так), возможно определение государственных и (или) муниципальных работ по обеспечению социализации детей.

Отдельно эксперт выделил тематику финансово-экономического обеспечения реализации механизмов социализации через взаимодействие образовательных организаций, реализующих программы ступеней общего образования и программы дополнительного образования детей. Особенно явно обозначилась в качестве активно обсуждаемой эта тема в связи с введением федерального государственного образовательного стандарта ступени начального общего образования. Финансируя ООП НОО, учредитель финансирует в том числе и работу учителей (педагогических работников) по реализации 10 часов внеурочной деятельности. При этом, как показывает практика, школа отчитывается за «внеурочку» не только часами, которые реализуются в рамках ООП, но и часами, которые по факту реализуются в рамках программ дополнительного образования детей на базе учреждений дополнительного образования детей. При этом совершенно ясно, что учредитель учреждения дополнительного образования также оплатил через муниципальное (государственное) задание реализацию этих часов. Таким образом, фактически социализация детей обеспечивается двойным финансированием (начетом – двойной оплатой однажды выполненной работы). Как выход, участники социологического исследования предлагают допустить общеобразовательные организации к участию в распределении муниципального задания на услуги дополнительного образования детей.

Иван ТРИФОНОВ


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100