Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Группа 1. Общественно-профессиональное обсуждение итогов социологических исследований




9 октября 2014 года в Ханты-Мансийске в рамках семинара «Распространение лучших практик реализации моделей успешной социализации детей в системе общего образования в 2014 году» состоялась работа проектной группы «Общественно-профессиональное обсуждение итогов социологических исследований». Координатор – Роман Селюков, первый заместитель директора Института проблем образовательной политики «Эврика».

Роман Селюков обозначил характерные требования, предъявляемые к основным образовательным программам начальной и основной ступеней образования. Одним из основных требований является то, что должна быть описана учебная деятельность и каким образом она разворачивается. А также на каком содержании она разворачивается:

  • требования к рабочим программам и к тематическим планам относительно урочной и внеурочной деятельности, необходимо понимать – что надо выстаивать и как;
  • результаты и их оценка (предметные, метапредметные, личностные) сопряжены с учебной деятельностью;
  • технологические требования к педагогическим работникам, важно чтобы учитель ставил акцент на развитии самоконтроля и самооценки учащихся;
  • принципы организации совместной деятельности учащихся, как часто и каким образом. Важно обеспечить коллективное распределение деятельности, что влечет за собой определение требований к урокам и к другим видам занятий. При этом возникает вопрос о подвижности среды, дети не должны быть ограничены в свободе передвижений, необходимо обеспечить мобильность мебели.

По мнению Романа Селюкова, ведущую деятельность на ступени основной школы можно разделить на три вида:

  • самостоятельное целеполагание и самостоятельное моделирование (5 – 6 классы). Высока важность инструментов системы оценки качества универсальных действий. В конце 6 класса можно запланировать образовательное событие, в контексте которого дети решают проблемы, выявленные самостоятельно из учебного материала. На протяжении такого события идея учебной деятельности должна присутствовать.
  • самоидентификация (6 – 8 классы). Деятельность связана с необходимостью ребенка проверить себя по отношению с другими детьми и взрослыми. Важна идея разновозрастности, различных социальных статусов и позиций. Необходимо чтобы в школе появлялись разнообразные люди (важно представить широкий спектр профессий и общественных позиций) для участия в совместной деятельности на равных с детьми.
  • деятельность по собственному замыслу (7 – 9 классы). На данном этапе должна появиться возможность осуществления деятельности по собственному замыслу.

Все виды учебной деятельности взаимосвязаны между собой и это необходимо учитывать при проектировании ООП. В качестве интегрального результата подростковой школы Роман Селюков определил приобретение ребенком способности к ответственному выбору. После окончания основной школы перед подростком стоит задача определения индивидуальной образовательной программы, состоящей из вариативной и инвариантной частей. Для получения интегрального результата ребенок с 5 по 11 класс должен постоянно попадать в состояние выбора, учиться ставить приоритеты и делать выводы по полученным результатам. Таким образом, ребенок получает возможность совершать пробы в различных ситуациях. Необходимо обеспечить ребенку широкий спектр проб и возможность взаимодействия с различными людьми. В ООП должны быть предусмотрены интегрированные занятия и занятия в разновозрастных группах. В осуществлении деятельности принципиальным условием является разновозрастность.

В отношении самоидентификации ребенок постоянно пытается осуществить различные пробы за пределами школы, но в рамках программы. При этом надо обеспечить возможностью совершения социально-значимых проб, это могут быть различные акции, культурные практики, но главное - все должно быть по замыслу детей. Пробы могут возникать ситуативно. При этом возникает задача разработки индивидуального маршрута учащегося. Проблема прохождения проверки в надзорных органах решается посредством перехода в статус экспериментальной площадки, что позволяет, в свою очередь, создать прецедент другой практики и даст возможность разработки своей региональной ООП, где нелинейное расписание заложено как норма.

Принцип нелинейного расписания выстраивается через проведение кластеризации проб, надо понимать, через какие из них ребенок должен обязательно пройти. Также имеет смысл частично выстроить (например, 4 недель в году) по принципу разновозрастного обучения.

Иван ТРИФОНОВ


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100