9 октября 2014 года в Ханты-Мансийске в рамках семинара «Распространение
лучших практик реализации моделей успешной социализации детей в системе общего образования в 2014 году» с докладом «Актуальные
проблемы реализации моделей успешной социализации детей в субъектах Российской Федерации по результатам исследования в 2014
году» выступила Елена Ушакова, эксперт Института проблем образовательной политики «Эврика».
Проведенное социологическое исследование выявило необходимость анализа современных практик социализации детей. Еленой Ушаковой
были представлены тренды и тенденции социализации детей в современных условиях, выявленные в результате анализа грантовых
конкурсов, объявленных Национальным благотворительным фондом.
В начале выступления эксперт отметила профессиональное качество современного педагога – владение методом проектирования,
умение определить актуальные направления работы по социализации детей. Эксперт предложила простой и эффективный инструментарий
по выявлению актуальных и востребованных направлений в работе по социализации детей – анализ грантовых конкурсов. Анализ
выявил актуальные темы и направления в работе по социализации детей:
Проекты, направленные на социализацию детей-инвалидов.
На грантовый конкурс были представлены проекты по социализации детей по 9 направлениям. Диаграмма представленных проектов
в разрезе их тематики, выделенных сумм, выявила озабоченность государства проблемой социализации детей-сирот. Сегодня государство
нацеливает общество на разработку именно таких проектов. Наибольший объем финансирования был выделен на проекты, направленные
на:
- медиапроекты по поддержке семей, в которых проживают дети-инвалиды;
- проекты, направленные на реализацию мероприятий спортивной направленности;
- проекты комплексной абилитации и реабилитации детей-инвалидов.
Елена Ушакова отметила косвенные признаки трендов по социализации детей:
- Ресоциализация;
- Всякого рода совместная деятельность;
- Тематика проектов по направлениям: культурное, медиа и спортивное.
Проекты, направленные на социализацию воспитанников детских домов.
В 2012 году на грантовый конкурс были представлены проекты по 6 направлениям. Количество представленных проектов было минимальным,
а суммы, выделенные на их реализацию достигали 2-х млн. рублей. Это говорит о том, что государство также нацеливает общество
на работу с этой категорией детей, и что в стране существуют большие проблемы.
Елена Ушакова представила интересный опыт разработки и реализации грантовых проектов, направленных на социализацию детей из
детских домов. Это проекты «Белый медвежонок», «Гидроакадемия», летняя школа «НооГен». Особый
интерес слушателей вызвал факт, что в основе всех трех проектов лежит нацеленность участников проекта на достижение целей,
умение работать в команде, умение добиваться результата. Важно помнить, что нельзя сравнивать детей по интеллектуальным способностям,
и тогда можно добиться поразительного успеха. Например, в ходе реализации проекта «Белый медвежонок» формируются
спортивные команды в равной пропорции: 4 – это обычные дети, 4 – воспитанники детских домов. Суть проекта заключается
в том, что задача обычных детей – научить воспитанников детских домов кататься на горных лыжах и сноубордах. В итоге
в ходе соревнования побеждает лучшая команда.
Все представленные проекты объединяет очень простая идея и технологизированность, а основными технологиями являются умение
работать в команде, метапредметный подход, совместная деятельность.
Иван ТРИФОНОВ
|