6 октября 2014 года в Пензе в рамках семинара «Распространение
лучших практик реализации моделей успешной социализации детей в системе общего образования в 2014 году» состоялась работа
проектной группы «Финансовые механизмы реализации моделей успешной социализации детей». Координатор – Наталья
Шадрина, заместитель директора Института проблем образовательной политики «Эврика».
В начале работы проектной группы участниками было обозначено проблемное поле социализации детей с ограниченными возможностями
здоровья:
- Гиперопека родителей
- Повышенная требовательность к школе со стороны родителей
- Отсутствие удовлетворенности со стороны родителей
- Система оценивания детей
- Индивидуализация в условиях классно-урочной системы
- Отсутствие межведомственного взаимодействия учреждений здравоохранения, образования
- Обучение детей с ОВЗ в общеобразовательной организации
- Профессионально-эмоциональное выгорание педагога
С целью разграничения ответственности между родителями и образовательной организации предложено:
- Налаживание системы межведомственного взаимодействия
- Нормативная база
- Воспитание культуры
- Законодательство – «родитель несет ответственность за воспитание, образование ребенка» - декларативный
характер. Просвещение, расширение информационного пространства – создание общего смыслового поля между педагогами, родителями,
службами.
- Проведение консилиумов
- Тренинги детско-родительских отношений
Социализация для детей с ОВЗ – что это: навыки самообслуживания, общение с другими?
В отношении моделей социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, участники группы отметили, что в
субъектах Российской Федерации наиболее динамично развивается модель сопровождения и консультирования патронатных семей и
опекунов. Данная модель позволяет обеспечить возможность пребывания ребенка в семье и снижает риск «отказа» от ребенка
и возвращение его из семьи обратно в детский дом.
Наиболее актуальные для федерального округа, по мнению участников группы, проблемы, возникающие при распространении моделей
социализации детей в субъектах Российской Федерации, созвучны по актуальности с проблемами, фиксируемыми по результатам социологических
исследований:
- отсутствие в реестрах муниципальных и государственных услуг (работ) специфических услуг и работ, направленных на социализацию
детей с особыми нуждами;
- неразрешенность нормативно-правовых и финансово-экономических механизмов взаимодействия организаций дополнительного образования
детей и общего образования в условиях реализации ФГОС ступени начального общего образования, для обеспечения наилучшей социализации
детей;
- отсутствие операционально оцениваемых результатов социализации детей.
Участники группы предложили в повестку дня обсуждения на региональном и федеральном уровне выдвинуть вопросы по разработке
и спецификации в базовом и отраслевом перечнях услуг и работ, наименований и описаний услуг и работ, обеспечивающих социализацию
детей.
Иван ТРИФОНОВ
|