6 октября 2014 года в Пензе в рамках семинара «Распространение
лучших практик реализации моделей успешной социализации детей в системе общего образования в 2014 году» состоялась работа
проектной группы «Экспертиза результатов социологических исследований». Координатор – Иван Трифонов, эксперт-аналитик
Института проблем образовательной политики «Эврика».
Отмечено, что социализация детей невозможна без вовлечения родителей в образовательное пространство. Прозвучал тезис о трудностях,
связанных с определением качества социализации в результате действий педагогических работников. Для этого следует определить
соответствующие маркеры.
В ходе работы проектной группы были обозначены следующие проблемы, которые затрудняют процесс социализации детей в школе:
- нехватка опыта у педагогов;
- нерациональное использование стимулирующего фонда, существующая система финансирования не способствует творческой работе
учителя;
- искусственная переполненность классов: вместо 25 учащихся, в классах по 28-29 человек;
- ограниченное участие в процессе социализации представителей общественных организаций; трудности в установлении связей
с социальными партнерами;
- формальное отношение педагогов к работе с родителями;
- учителя по предметам часто являются классными руководителями, что является значимой нагрузкой, отвлекающей от основной
деятельности;
- ограничения, установленные Роспотребнадзором;
- ограничения учебного плана на уровне образовательной организации, его инерционность;
- родительский заказ в большей степени ориентирован на результаты ЕГЭ, а не на социализацию;
- система образования не презентует общественности свои педагогические практики, в связи с чем в СМИ формируется негативное
представление о школе.
В процессе анализа представленных проблем была выявлена центральная проблема: высокий уровень занятости учителей, которые
вынуждены выполнять различные виды нагрузки, чтобы получать среднюю по региону заработную плату.
На основе обозначенных проблем, были выявлены пути решения некоторых из них:
- выплачивать среднюю зарплату по региону за одну ставку;
- повышать эффективность занятий, выделяя дополнительное время для дополнительных, групповых или индивидуальных занятий,
тем самым вовлекая учащихся в процесс социализации;
- проводить современные исследования в пилотных школах, применяющих нелинейное расписание, для формирования новых санитарных
норм и правил;
- обеспечить повышение квалификации учителей в области социализации.
Иван ТРИФОНОВ
|