6 октября 2014 года в Пензе в рамках семинара «Распространение
лучших практик реализации моделей успешной социализации детей в системе общего образования в 2014 году» с сообщением
«Повышение эффективности реализации моделей успешной социализации детей в субъектах Российской Федерации в системе общего
образования» выступила Татьяна Морозова, эксперт-аналитик Института проблем образовательной политики «Эврика».
Татьяна Морозова представила пять наиболее выраженных проблем реализации успешной социализации детей:
Первая проблема связана с фактическим отсутствием объективных показателей социализации детей по результатам их образования.
При этом в профессиональном педагогическом сообществе до сих пор нет уверенности: а нужно ли мерить успешность социализации
детей и вообще возможно ли это сделать?
Вторая проблема, зафиксированная экспертом, заключается в несформулированности социальных эффектов социализации детей с особыми
нуждами в социально-экономических показателях. Неизвестно, есть ли эти эффекты, если их как минимум не формулировать и не
исследовать.
Третья проблема реализации моделей успешной социализации детей была сформулирована экспертом как финансово-экономическая неопределенность
в отношении обеспечения услуг по социализации детей с особыми нуждами. Эта проблема связана с целым перечнем более мелких
проблем:
- проблема обоснования величины норматива на услугу по социализации детей с особыми нуждами;
- проблема отсутствия реестра услуг по социализации детей;
- проблема отсутствия описания муниципальных (государственных) работ по обеспечению социализации детей.
В качестве проблемы выделена и ведомственная разобщенность в решении проблем социализации детей с особыми нуждами. Необходимо
признать и учитывать, что школа занимается социализацией детей не в одиночку. Социализация ребенка происходит и в других организациях
различной ведомственной принадлежности. Но при этом согласованности их действий на сегодняшний день не фиксируется ни в одних
процедурах, регламентах.
Отсутствие представлений о технологиях, эффектах, а также показателей, по которым может быть оценена социализация всех детей
(в том числе детей с особыми нуждами) - пятая проблема, которую зафиксировал эксперт в своем докладе. Социализация –
результат образования каждого ребенка (в том числе ребенка с особыми нуждами). Поэтому важно разрабатывать не только технологии
работы с детьми с особыми нуждами, но и технологии, которые обеспечивают социализацию обычным детям.
Как комплексно обеспечивается социализация обычного ребенка в школе, детском саду, учреждении НПО, СПО, ВПО? Вопрос требует
простраивания сквозных образовательных результатов учащихся на разных уровнях образования с точки зрения социализации –
как ключевого эффекта образования – подчеркнула Татьяна Морозова.
Для социализации детей с особыми нуждами фактически успешно легитимизируются только механизмы финансирования специализированной
организации, занимающейся этой социализацией. Причины этому кроются в ряде проблем:
- Не фиксируется специфика услуги по социализации детей. До сих пор нет представлений о результатах такой услуги. И вопрос
не в том, что необходимо разработать прямые измерители результатов таких услуг. Нужны способы оценки результатов, например,
через оценку отсроченных эффектов социализации конкретных детей или через фиксацию социально-экономических эффектов в муниципалитете,
регионе в целом.
- Не фиксируются нормативы (непрозрачны механизмы расчета нормативов) финансирования услуг по социализации детей с особыми
нуждами. Как правило, расчет норматива исходит из фактически сложившихся расходов образовательных организаций. Нет содержательных
оснований для уверенности, что этих средств достаточно для реализации услуги по социализации детей с особыми нуждами.
Иван ТРИФОНОВ
|