Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Главная > Cеминары и конференции> Семинары «Распространение лучших практик успешной социализации детей»> Семинар в Пензе (6 октября 2014 г.)> Сообщение «Повышение эффективности реализации моделей успешной социализации»,Т.В. Морозова
Презентация к сообщению Татьяны Морозовой 

Сообщение «Повышение эффективности реализации моделей успешной социализации детей в субъектах Российской Федерации в системе общего образования» - Т.В. Морозова, эксперт-аналитик АНО «Институт проблем образовательной политики «Эврика»




6 октября 2014 года в Пензе в рамках семинара «Распространение лучших практик реализации моделей успешной социализации детей в системе общего образования в 2014 году» с сообщением «Повышение эффективности реализации моделей успешной социализации детей в субъектах Российской Федерации в системе общего образования» выступила Татьяна Морозова, эксперт-аналитик Института проблем образовательной политики «Эврика».

Татьяна Морозова представила пять наиболее выраженных проблем реализации успешной социализации детей:

Первая проблема связана с фактическим отсутствием объективных показателей социализации детей по результатам их образования. При этом в профессиональном педагогическом сообществе до сих пор нет уверенности: а нужно ли мерить успешность социализации детей и вообще возможно ли это сделать?

Вторая проблема, зафиксированная экспертом, заключается в несформулированности социальных эффектов социализации детей с особыми нуждами в социально-экономических показателях. Неизвестно, есть ли эти эффекты, если их как минимум не формулировать и не исследовать.

Третья проблема реализации моделей успешной социализации детей была сформулирована экспертом как финансово-экономическая неопределенность в отношении обеспечения услуг по социализации детей с особыми нуждами. Эта проблема связана с целым перечнем более мелких проблем:

  • проблема обоснования величины норматива на услугу по социализации детей с особыми нуждами;
  • проблема отсутствия реестра услуг по социализации детей;
  • проблема отсутствия описания муниципальных (государственных) работ по обеспечению социализации детей.

В качестве проблемы выделена и ведомственная разобщенность в решении проблем социализации детей с особыми нуждами. Необходимо признать и учитывать, что школа занимается социализацией детей не в одиночку. Социализация ребенка происходит и в других организациях различной ведомственной принадлежности. Но при этом согласованности их действий на сегодняшний день не фиксируется ни в одних процедурах, регламентах.

Отсутствие представлений о технологиях, эффектах, а также показателей, по которым может быть оценена социализация всех детей (в том числе детей с особыми нуждами) - пятая проблема, которую зафиксировал эксперт в своем докладе. Социализация – результат образования каждого ребенка (в том числе ребенка с особыми нуждами). Поэтому важно разрабатывать не только технологии работы с детьми с особыми нуждами, но и технологии, которые обеспечивают социализацию обычным детям.

Как комплексно обеспечивается социализация обычного ребенка в школе, детском саду, учреждении НПО, СПО, ВПО? Вопрос требует простраивания сквозных образовательных результатов учащихся на разных уровнях образования с точки зрения социализации – как ключевого эффекта образования – подчеркнула Татьяна Морозова.

Для социализации детей с особыми нуждами фактически успешно легитимизируются только механизмы финансирования специализированной организации, занимающейся этой социализацией. Причины этому кроются в ряде проблем:

  1. Не фиксируется специфика услуги по социализации детей. До сих пор нет представлений о результатах такой услуги. И вопрос не в том, что необходимо разработать прямые измерители результатов таких услуг. Нужны способы оценки результатов, например, через оценку отсроченных эффектов социализации конкретных детей или через фиксацию социально-экономических эффектов в муниципалитете, регионе в целом.
  2. Не фиксируются нормативы (непрозрачны механизмы расчета нормативов) финансирования услуг по социализации детей с особыми нуждами. Как правило, расчет норматива исходит из фактически сложившихся расходов образовательных организаций. Нет содержательных оснований для уверенности, что этих средств достаточно для реализации услуги по социализации детей с особыми нуждами.

Иван ТРИФОНОВ


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100