6 октября 2014 года в Пензе в рамках семинара «Распространение
лучших практик реализации моделей успешной социализации детей в системе общего образования в 2014 году» с докладом «Существующие
организационные и финансовые механизмы реализации моделей успешной социализации детей по результатам исследований в 2014 году»
выступила Наталья Шадрина, заместитель директора Института проблем образовательной политики «Эврика».
Целью проведенного исследования стало повышение эффективности управления развитием и распространением моделей успешной социализации
детей в системе общего образования. При этом перед аналитиками встали такие задачи исследования, как:
- Разработка инструментария для проведения социологических исследований в целях развития и распространения моделей успешной
социализации детей.
- Создание портала для проведения социологических исследований в целях развития и распространения моделей успешной социализации
детей. Обеспечение функционирования портала в 2013-2015 годах.
- Проведение социологических исследований (респонденты – обучающиеся, родители, педагогические работники, представители
общественности).
- Обеспечение консультационно-методической поддержки педагогических работников общеобразовательных учреждений и специалистов
органов местного самоуправления.
- Подготовка информационных и аналитических материалов по результатам проведенных исследований.
Наталья Шадрина обозначила ожидаемые результаты проведения данного исследования - это, прежде всего, получение информации
о масштабности распространения моделей в субъектах России; отражение динамики ключевых показателей эффективности моделей;
определение доли детей, охваченных моделями по субъектам Российской Федерации; выявление влияния созданных моделей на достижение
новых типов результатов в соответствии с ФГОС в системе общего образования; выявление уровня, более эффективно способствующего
социализации ребенка в рамках искомой модели; выявление лучших практик в контексте искомой модели в субъектах РФ на основе
комплексного подхода (финансовый, организационный, содержательный ракурсы).
Следует разграничить существующие финансово-экономические механизмы, обеспечивающие реализацию (внедрение) моделей успешной
социализации детей в системе общего образования в 2014 году по уровням - на уровне субъекта Российской Федерации:
- Формирование норматива на общеобразовательную программу для детей с ОВЗ
- Доведение субвенций до муниципалитета в полном объеме на реализацию ООП для детей с ОВЗ
- Контроль за качеством реализации ООП
- Формирование норматива на реализацию программ по повышению квалификации педагогов
- Разработка персонифицированной модели повышения квалификации
- Доведение средств на повышение квалификации до муниципалитета
На муниципальном уровне:
- Выделение отдельной услуги по реализации программы для детей с ОВЗ
- Формирование муниципального задания образовательным организациям на несколько видов услуг, включая реализацию ООП для
детей с ОВЗ
- Формирование показателей качества по реализации ООП для детей с ОВЗ
- Контроль за реализацией ООП в соответствии с показателями качества услуги
- Доведение средств на повышение квалификации по нормативу до каждой школы
- Предоставление возможности выбора курсов повышения квалификации педагогам
Также были выделены основные негативные факторы, оказывающие влияние на реализацию (внедрение) моделей успешной социализации
детей в системе общего образования в 2014 году:
- несовременная материально-техническая база для работы с детьми, имеющими ОВЗ (50% учащихся, 62% педагогов и 56% родителей
считают, что условия не являются современными);
- недостаточное финансирование мероприятий из бюджетов различного уровня;
- неэффективная территориальная организация курсов повышения квалификации;
- недостаточное финансирование мероприятий за счет внебюджетных источников финансирования образовательных организаций, средств
коммерческих организаций, спонсоров и меценатов;
- недостаточная степень финансирования организации обучения детей и участие их в различных мероприятиях развития техносферы
в рамках исследовательского, инженерного, технического, конструкторского направлений из таких источников, как внебюджетные
средства образовательной организации, а также коммерческие организации;
- недостаточное финансирование мероприятий за счет внебюджетных источников финансирования образовательных организаций, средств
коммерческих организаций;
- недостаточное финансирование мероприятий из бюджетов различного уровня.
Иван ТРИФОНОВ
|