6 октября 2014 года в Пензе в рамках семинара «Распространение лучших практик
реализации моделей успешной социализации детей в системе общего образования в 2014 году» с докладом «Обзор моделей
успешной социализации детей в системе общего образования в 2014 году, реализуемых в субъектах Российской» выступил Роман
Селюков, первый заместитель директора Института проблем образовательной политики «Эврика».
Роман Селюков обозначил 6 типов моделей успешной социализации детей:
- Модели, обеспечивающие успешную социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов
- Модели, обеспечивающие успешную социализацию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
- Модели организации системы отдыха, оздоровления и временной занятости детей
- Модели развития техносферы деятельности учреждений дополнительного образования детей исследовательской, инженерной, технической,
конструкторской направленности
- Модели формирования культуры безопасного образа жизни, развития системы психолого-педагогического и медико-социального
сопровождения обучающихся
- Модели антикоррупционного воспитания детей и подростков
Среди моделей, обеспечивающих успешную социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов согласно
результатам исследования, можно выделить следующие:
- получение образования этими детьми в специализированных образовательных организациях
- получение образования этими детьми в неспециализированных организациях вместе с детьми, не имеющими ограниченных возможностей
здоровья, при условии сопровождения образовательного процесса «узкими» специалистами-педагогами и специалистами-медиками
- обеспечение навыков продуктивного общения взрослых и детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, и здоровых детей
и взрослых
- реализация системы мероприятий, обеспечивающих защиту прав детей, имеющих ограниченные возможности здоровья
- обеспечение социальной поддержки и консультационной помощи семьям, имеющим детей с ограниченными возможностями здоровья
- реализация мероприятий по пропаганде и привитию ответственного отношения к собственному здоровью для детей и взрослых,
привитию здоровых привычек и здорового образа жизни
- поддержка и стимулирование деятельности общественных объединений и организаций по обеспечению социализации детей, имеющих
ограниченные возможности здоровья
- обеспечение доступной среды для людей, имеющих ограниченные возможности здоровья, во все объекты социального, культурного
и бытового назначения, расположенных на территории населённого пункта проживания таких людей
- использование технологии дистанционного обучения в рамках семейной формы обучения для детей с ограниченными возможностями
здоровья
- развитие систем льгот и мер социальной поддержки для детей с ограниченными возможностями здоровья
- просветительская и коррекционная работа с людьми, не имеющими ограниченных возможностей здоровья, для их продуктивного
и позитивного общения с людьми, имеющими ограниченные возможности здоровья
- повышение квалификации и профессиональная подготовка (переподготовка) педагогических работников образовательных организаций
по программам, обеспечивающим социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья
- обеспечение доступности качественного образования для детей с ограниченными возможности здоровья через разработку финансовых
нормативов для получения образования такими детьми в образовательных организациях по месту жительства
- создание и реализация федеральных, региональных, муниципальных программ по обеспечению социализации детей с ограничениями
возможностей здоровья
По результатам исследования сформулированы рекомендации органам государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере
образования по распространению моделей, органам местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования по
распространению моделей, а также руководителям общеобразовательных организаций по распространению моделей.
Иван ТРИФОНОВ
|