События седьмого, итогового дня стажировки в Сингапуре комментирует Роман
Селюков, первый заместитель директора Института проблем образовательной политики «Эврика».
Роман Селюков: «Встреча с другим» - «Сингапур, как насыщенная образовательная среда» - «Сингапур
как место, в котором опредмечены регуляторы инноваций»
Итак, стажировка завершилась. «Встреча с другим» - так бы я назвал то, что происходило все эти дни с нашими стажерами.
Для любого управленца, а тем более в такой консервативной сфере, как образование, очень важно как можно чаще встречаться с
другими вариантами, другими прецедентами в деятельности, которой занимаешься. Это дает понимание насколько эффективно работаешь
ты и твои коллеги, насколько возможно что-то сделать лучше, больше, по-другому, даёт силы и энергию для движения вперед.
С этой точки зрения, стажировка, несомненно, удалась.
«Сингапур, как насыщенная образовательная среда» - это второе название того, что происходило. Среда – еще
один учитель. Этот учитель действует не репродуктивно, ничего не навязывает, но предлагает массу увлекательного и интересного,
мотивирует к самостоятельному действию, провоцирует умные вопросы, позволяет формировать собственную позицию, готовит к самоизменениям
тех, кто попадает в эту среду. Так происходило с нашими стажерами. Пожалуй, самое важное, что удалось «увидеть»
- ДРУГОЙ способ выстраивания отношений: между людьми, между человеком и обществом, между человеком и государством, между различными
общественными группами, между коллегами на работе, между начальниками и подчиненными, наконец, отношений человека с самим
собой. Эти отношения виделись везде: и в том, как выстроен город, и в том, как обустроен быт горожан, и в том, как они себя
ведут по отношению к обычным прохожим. В управлении, наверное, важно выстроить систему отношений, расставив точки над i. Так,
например, непринужденно и естественно среда Сингапура преподнесла модель окладной системы оплаты труда педагогов школ и детских
садов. Оказывается, здесь важна не схема, а отношения, которые либо выстраиваются, либо не выстраиваются между коллегами на
работе и у работника к своей работе. Именно так естественно пришло понимание - почему развитие вариативных форм в дошкольном
образовании и развитие негосударственного сектора в дошкольном образовании может стать залогом развития дошкольного образования
в целом. Всё дело снова в отношениях.
Наконец, «Сингапур как место, в котором опредмечены регуляторы инноваций» - это еще одно название того, что происходило
на стажировке. Можно ли успешно социализировать ребенка к жизни в постоянно меняющемся мире, помещая его в предельно регламентированное
и малоизменяемое пространство? Как можно нормативно закрепить изменчивость, трансформируемость, динамичность как принципы
системы образования? Как можно увидеть стабильное и упорядоченное в постоянно меняющемся и трансформирующемся? На мой взгляд
– это удалось пока почувствовать, к этому прикоснуться, понять, что так бывает и так возможно. А будет ли так в образовательной
практике наших стажеров – покажет время…
|