Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Презентация к выступлению Тамары Трофимовой 
Презентация к выступлению Елены Гармаевой 

Образовательная экспедиция в г.Улан-Удэ




4 июля 2014 года в Республике Бурятия в рамках VI Байкальского образовательного форума «Ребенок в пространстве будущего» состоялась образовательная экспедиция в город Улан-Удэ.

Тема экспедиции «Образовательная организация как объект государственно-общественного управления. Проблематика обсуждения касалась формирования механизмов, обеспечивающих эффективное взаимодействие всех участников образовательного процесса по поводу согласования представлений и обеспечения высокого качества образования. Одной из ключевых задач является построение диалога с окружающим социумом в рамках корреляции запросов, предъявляемых к качеству образования. Предметом такого диалога могут быть условия и ресурсы, необходимые для повышения эффективности управленческой и образовательной деятельности, отвечающие требованиям современной социокультурной ситуации, формирование ООП, ориентированной не только на реализацию ФГОС, но и отвечающей ожиданиям родителей и учащихся конкретного микрорайона, поселения, региона. В качестве примера такого взаимодействия представлена модель государственно-общественного управления образованием в условиях отдаленного микрорайона, реализуемая школой №44 г.Улан-Удэ. Баирма Банзарханова, директор СОШ №44 г.Улан-Удэ отмечает, что инициатива реализации проектов по агроэкологическому и спортивно-оздоровительному направлениям исходила от родителей. «У нас микрорайон преимущественно с частной застройкой, поэтому образовательные программы агроэкологического профиля, например по ландшафтному дизайну, очень востребованы» - отметила Баирма Банзарханова. Совместно с родительской общественностью, попечительским советом проведено исследование востребованности различных образовательных услуг и разработаны образовательные программы, максимально отвечающие ожиданиям потребителей. Образовательная организация реализует совместный с родительской общественностью бизнес-проект по оформлению прилегающей территории розничных и оптовых торговых точек, расположенных неподалеку от школы. Как считает председатель попечительского совета Валентина Суетина, используя элементы экономического менеджмента в образовательной проектной деятельности, можно не только создать условия для индивидуализации образования каждого ребенка, но и расширить возможности для совместного управления образовательным и воспитательным процессом как со стороны коллектива школы, так и со стороны органов общественного управления.

Действительно, проектной задачей для современного руководителя образовательной организации сегодня является формирование эффективного органа государственно-общественного управления. Необходимо, во-первых, чтобы в организации возникла деятельность (проблема, потребность ее решить, подготовка проекта, реализация проекта). Во-вторых, необходимо выращивать или привлекать социально активных родителей и представителей общественности. Инициативные акции по привлечению внимания и вовлечения гражданских организаций в обсуждение и экспертирование решений, связанных с состоянием и развитием образования, интересами детей - один из способов решения этой задачи. Образовательная организация, если она действительно хочет развиваться, должна быть открытой - считает Татьяна Подтележникова, заведующий МАДОУ №173 «Росинка». И внешние ориентиры развития задает именно общественность. О новых ориентирах в организации предметно-пространственной среды участники экспедиции говорили в рамках панельной дискуссии «Развивающая среда дошкольной образовательной организации, как условие качества дошкольного образования». По мнению участников экспедиции кадровое обеспечение ФГОС, финансирование ООП, предметно пространственная среда, должны определяться, прежде всего, задачами развития ребенка.

В каждой образовательной организации на каждой ступени образования условия обучения и воспитания должны соответствовать и ожиданиям родителей, и новым образовательным стандартам. Развитие электронных образовательных сред позволяет не только соответствовать вызовам экранно-клиповой культуры, но и расширяет спектр способов пребывания ребенка в культуре. В то же время электронная образовательная среда значительно расширяет ресурсы современного образовательного менеджмента. Об этом участники экспедиции говорили, обсуждая мероприятия экспедиции в СОШ №47, являющей одной из участниц проекта «Умная школа Бурятии». Электронная образовательная среда позволяют не только значительно упростить организацию хозяйственной деятельности, например, сделать прозрачными потоки движения денежных средств для каждого родителя, но и реализовать событийный подход к формату оценки образовательных результатов. Причем оценивать личностные результаты родитель может и не приходя в школу. Достаточно иметь доступ в систему, где размещены образовательные продукты ребенка. Использование электронной образовательной среды позволяет вовлечь общественных управляющих, к примеру, в процедуру итоговой аттестации не только как пассивных наблюдателей, но и как общественных экспертов. Электронная образовательная среда позволяет разрабатывать экспертные листы с любым набором критериев, предложенным экспертами, для оценки их и дальнейшего выбора участниками оценочных мероприятий. Это позволит сформировать наиболее адекватный для определенного вида оценки и мониторинга критериальный аппарат оценивания и весомый состав экспертов. Участникам экспедиции предложено оценить событийный формат итоговой аттестации учащихся в 9 классах по математике.

Ключевая проблема, возникающая в этой связи – изменение общественных представлений о качестве образования. Необходимо менять правила и установки родителей от модели потребителей услуги к модели совместной партнерской деятельности, совместному планированию и управлению ресурсами, взаимовыгодному характеру взаимодействия. Сегодня исключительно востребовано профессионально-общественное сообщество, способное формировать широкое общественное мнение относительно позитивных процессов, идущих в образовании (равно как и возникающих здесь проблем). Обучение общественных экспертов в электронной образовательной среде – важное условие достижения качества образования. Участникам экспедиции предложена демонстрация модели обучения экспертов в информационном пространстве с участием групп родителей МАОУ СОШ №9 и специалистов Бурятского республиканского института образовательной политики. О новых формах оценки образовательных результатов в начальной и основной школы рассказал Алексей Воронцов, эксперт Института проблем образовательной политики «Эврика» в рамках панельной дискуссии «Дистанционная экспертиза образовательного события. Общественная экспертиза педагогической деятельности и эффективный контракт».

Проектирование системы оценки качества – это средства, с помощью которых коллектив образовательной организации, родительская общественность вовлекаются в проектную деятельность. Это атмосфера создания нового, создания системы будущего, атмосферы доверия. Она создает действующих, не стоящих на месте людей.

Наталья ЦЫРЕНДАШИЕВА, Диана ШАРИНА, аналитическая группа Республики Бурятия


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100