Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Главная > Cеминары и конференции> VI Байкальский образовательный форум> Образовательная экспедиция в Кабанский район
Презентация проекта МАОУ Селенгинская гимназия 

Образовательная экспедиция в Кабанский район




4 июля 2014 года в Республике Бурятия в рамках VI Байкальского образовательного форума «Ребенок в пространстве будущего» состоялась образовательная экспедиция в Кабанский район.

Работа образовательной экспедиции началась со встречи гостей, которых приветствовали Сергей Савватеев, Глава МО «Кабанский район», Александр Суслов, начальник районного управления образования и Константин Прошкин, Глава МП «Селенгинское».

Директор Селенгинской гимназии Галина Чибышева отметила, что программа работы образовательной экспедиции очень насыщена событиями и будет проходить в интерактивном режиме по всему образовательному пространству поселка городского типа Селенгинск. Проблематика работы экспедиции заявлена как «Интеграция ресурсов для создания развивающего пространства ребенка будущего». Каким оно станет – будущее образования через пять, пятнадцать, двадцать пять лет и от кого оно зависит сегодня?

Все участники экспедиции по выбору разошлись по двум образовательным маршрутам: «Общее образование» – на базе Селенгинской гимназии и «Дошкольное образование» – на базе МАДОУ «Теремок». В работе каждой группы были спроектированы условные модели образовательного пространства будущего в школе и дошкольной организации.

Дискуссионной стали вопросы организации и устройства предметно-развивающей среды в школе. Галина Чибышева, отметила, что уже более пяти лет педагогический коллектив работает над моделью образовательной среды, которая будет реально работать на достижение результатов ФГОС. Видеопрезентация образовательной среды в Селенгинской гимназии показала только положительные эффекты. Владимир Просвиркин, профессор МГПУ отметил, что автоматизация, технологизация и информатизация жизни, быта человечества в скором будущем даст свои плоды и издержки. То, что казалось немыслимым и невозможным еще 20-25 лет назад, сегодня рядом с нами. И уже «внутри» человека. Современный ребенок 2-х лет уже может пользоваться гаджетами, осознанно двигать мышью и водить пальцем по экрану смартфона и восприятие мира у него несколько иное. Также Владимир Просвиркин напомнил, что на систему образования оказывают влияние различные общемировые и отечественные тенденции, которые нужно учитывать при построении стратегии развития образовательного учреждения, повышающей его конкурентоспособность в современных и будущих условиях. Задача развития успешного конкурентоспособного выпускника, способного жить и творить в современном быстроменяющемся мире, стала ключевой для системы образования.

Современный выпускник школы, вуза должен не просто уметь адаптироваться к требованиям современного мира - он должен обладать определенными динамическими возможностями, создающими условия для успешной самореализации во всех сферах жизни. Человек должен быть конкурентоспособным как сегодня, так и в будущем. Рынок труда будет кардинальным образом меняться - останутся невостребованными многие профессии и специальности. Поэтому каждый выпускник основной школы уже должен сделать свой осознанный выбор будущей профессии.

Работники МАДОУ «Теремок» отметили, что с каждым годом в отечественные детские сады все больше и больше приходят дети, имеющие проблемы в развитии психических функций. Ежегодно увеличивается число детей, имеющих логопедические нарушения (около 90% детей имеют те или иные виды логопедических нарушений). Так как в образовательных учреждениях не всегда специалисты могут охватить своевременной помощью всех нуждающихся детей, от 5% до 30% детей приходят в 1-й класс с неразрешенными проблемами. Следовательно, они сталкиваются с трудностями при обучении в школе. То есть еще на дошкольной ступени формируются предпосылки для их дальнейшей неуспешности. В школе такие проблемы накладываются на другие и, усугубляя их, «идут» с ребенком на протяжении всей его школьной жизни.

Актуальна проблема развития мышления у учащихся в основной и старшей школе. На этой ступени увеличивается количество детей, имеющих средние показатели по развитию мышления на основе вербального и невербального материала (уменьшается число детей, имеющих высокие и средневысокие показатели), снижается мотивация к образовательным достижениям и увеличивается направленность на себя (собственные интересы) в ущерб познавательным (направленность на дело). Эти и другие проблемы приводят к снижению среднего балла по основным предметам, это прослеживается с 4-го по 8-й класс.

Какой же должна быть система образования, чтобы преодолеть эти трудности, выпускать конкурентоспособных и успешных людей?

  • Во-первых, динамичной: адекватно отвечающей требованиям времени, запросам общества, государства, родителей и детей.
  • Во-вторых, инновационной: отражать современные и перспективные направления развития науки и практики через открытую информационно-коммуникативную среду.
  • В-третьих, вариативной: обеспечивающей индивидуализацию образовательного процесса, широкий спектр образовательных услуг в зависимости от потребностей воспитанников.

Также работники детского сада «Теремок» отметили, что проблема кадров остается наиболее актуальной, но не новой. Как удержать молодого воспитателя? Участникам было предложено в режиме проектирования предложить решить эту задачу.

Детский пресс-центр Селенгиснкой СОШ №1 рассказали о результатах экспресс-опроса жителей поселка относительно их осведомленности во внедрении ФГОС. Интересно, что 57% жителей п.Селенгинск знают, что в школах вводятся новые стандарты и только 38% родителей относятся к ним позитивно. Причем только 16% родителей информацию получили в школе от учителей или на родительском собрании. Есть над чем задуматься и педагогам, и администрации школы, и родителям.

«Я работаю в школе учителем математики более 20 лет. И всегда работала честно, отдавая все силы, чтобы вложить в головы учеников знания. И результаты моей работы, считаю, неплохие: все ученики в жизни успешны и состоялись в профессии. Читаю текст нового Стандарта и не вижу там ничего такого, что могло бы коренным образом изменить деятельность учителя. Что мне с собой сделать, чтобы понять и принять новый Стандарт?», - заявила учитель математики Каменского лицея Надежда Каблукова. Действительно, проблема нового статуса педагога – одна из острейших. От этого во-многом будет зависеть результат реализации Стандарта.

Начальник управления по контролю и надзору Пензенской области Алексей Федосеев высказал позицию, что сегодня ЕГЭ по выбору – это не вариант. Какой же тут выбор? Многие дети выбирают ЕГЭ неосознанно, а по настоянию и видению родителей и педагогов. В итоге выпускник теряет пару-тройку лет на профессиональное самоопределение.

Работа экспедиции продолжилась по трем направлениям:

  • «Наследие» - гражданско-патриотическое воспитание как важная составляющая духовно-нравственного воспитания и молодежи. Военно-патриотический клуб «Десантник» представил основные направления своей работы.
  • «Согласие» - социальное партнерство. Гостей провели на местный мясоперерабатывающий комбинат «Сокольниковский». Сотрудничество с местными производителями должно стать нормой взаимодействия школы и бизнеса в рамках развития и социализации детей.
  • «Мозаика здоровья» - формирование и развитие здоровьесберегающего пространства. Интересной для гостей показалась восточная система оздоровления, адаптированная для образовательной организации.

Пленарное заседание открыла заместитель начальника районного управления образования Людмила Власова с кратким анализом работы экспедиции по ключевым выделенным проблемам. Зеркало дня глазами детей - школьный пресс-центр выступили с краткими итогами: из пяти выпускников 2014 года, ни один не пожелал выбрать в качестве будущей специальности профессию учителя, обосновав сложностью и высокой степенью ответственности за результат.

Образовательное пространство будущего – это уже не из категории фантастики или мечты. Три позиции: учителей, детей и родителей сошлись на основных формируемых базовых ценностях. Настолько мы сегодня созвучны и понимаем друг друга? В дискуссии все категории участников сошлись на следующих позициях:

  • сохранение и принятие базовых ценностей общества: дом, семья, здоровье, мир, радость и ценность жизни;
  • индивидуальная образовательная траектория;
  • развитие ключевых и дополнительных предпрофессиональных компетенций;
  • успешная социализация детей и конкурентоспособность по итогам обучения.

Евгения БАДМАЕВА, Екатерина НОВОКРЕЩЕННЫХ, аналитическая группа Республики Бурятия


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100