4 июля 2014 года в Республике Бурятия в рамках VI Байкальского образовательного
форума «Ребенок в пространстве будущего» состоялась образовательная экспедиция в Кабанский район.
Работа образовательной экспедиции началась со встречи гостей, которых приветствовали Сергей Савватеев, Глава МО «Кабанский
район», Александр Суслов, начальник районного управления образования и Константин Прошкин, Глава МП «Селенгинское».
Директор Селенгинской гимназии Галина Чибышева отметила, что программа работы образовательной экспедиции очень насыщена событиями
и будет проходить в интерактивном режиме по всему образовательному пространству поселка городского типа Селенгинск. Проблематика
работы экспедиции заявлена как «Интеграция ресурсов для создания развивающего пространства ребенка будущего». Каким
оно станет – будущее образования через пять, пятнадцать, двадцать пять лет и от кого оно зависит сегодня?
Все участники экспедиции по выбору разошлись по двум образовательным маршрутам: «Общее образование» – на базе
Селенгинской гимназии и «Дошкольное образование» – на базе МАДОУ «Теремок». В работе каждой группы
были спроектированы условные модели образовательного пространства будущего в школе и дошкольной организации.
Дискуссионной стали вопросы организации и устройства предметно-развивающей среды в школе. Галина Чибышева, отметила, что уже
более пяти лет педагогический коллектив работает над моделью образовательной среды, которая будет реально работать на достижение
результатов ФГОС. Видеопрезентация образовательной среды в Селенгинской гимназии показала только положительные эффекты. Владимир
Просвиркин, профессор МГПУ отметил, что автоматизация, технологизация и информатизация жизни, быта человечества в скором будущем
даст свои плоды и издержки. То, что казалось немыслимым и невозможным еще 20-25 лет назад, сегодня рядом с нами. И уже «внутри»
человека. Современный ребенок 2-х лет уже может пользоваться гаджетами, осознанно двигать мышью и водить пальцем по экрану
смартфона и восприятие мира у него несколько иное. Также Владимир Просвиркин напомнил, что на систему образования оказывают
влияние различные общемировые и отечественные тенденции, которые нужно учитывать при построении стратегии развития образовательного
учреждения, повышающей его конкурентоспособность в современных и будущих условиях. Задача развития успешного конкурентоспособного
выпускника, способного жить и творить в современном быстроменяющемся мире, стала ключевой для системы образования.
Современный выпускник школы, вуза должен не просто уметь адаптироваться к требованиям современного мира - он должен обладать
определенными динамическими возможностями, создающими условия для успешной самореализации во всех сферах жизни. Человек должен
быть конкурентоспособным как сегодня, так и в будущем. Рынок труда будет кардинальным образом меняться - останутся невостребованными
многие профессии и специальности. Поэтому каждый выпускник основной школы уже должен сделать свой осознанный выбор будущей
профессии.
Работники МАДОУ «Теремок» отметили, что с каждым годом в отечественные детские сады все больше и больше приходят
дети, имеющие проблемы в развитии психических функций. Ежегодно увеличивается число детей, имеющих логопедические нарушения
(около 90% детей имеют те или иные виды логопедических нарушений). Так как в образовательных учреждениях не всегда специалисты
могут охватить своевременной помощью всех нуждающихся детей, от 5% до 30% детей приходят в 1-й класс с неразрешенными проблемами.
Следовательно, они сталкиваются с трудностями при обучении в школе. То есть еще на дошкольной ступени формируются предпосылки
для их дальнейшей неуспешности. В школе такие проблемы накладываются на другие и, усугубляя их, «идут» с ребенком
на протяжении всей его школьной жизни.
Актуальна проблема развития мышления у учащихся в основной и старшей школе. На этой ступени увеличивается количество детей,
имеющих средние показатели по развитию мышления на основе вербального и невербального материала (уменьшается число детей,
имеющих высокие и средневысокие показатели), снижается мотивация к образовательным достижениям и увеличивается направленность
на себя (собственные интересы) в ущерб познавательным (направленность на дело). Эти и другие проблемы приводят к снижению
среднего балла по основным предметам, это прослеживается с 4-го по 8-й класс.
Какой же должна быть система образования, чтобы преодолеть эти трудности, выпускать конкурентоспособных и успешных людей?
- Во-первых, динамичной: адекватно отвечающей требованиям времени, запросам общества,
государства, родителей и детей.
- Во-вторых, инновационной: отражать современные и перспективные направления развития
науки и практики через открытую информационно-коммуникативную среду.
- В-третьих, вариативной: обеспечивающей индивидуализацию образовательного процесса,
широкий спектр образовательных услуг в зависимости от потребностей воспитанников.
Также работники детского сада «Теремок» отметили, что проблема кадров остается наиболее актуальной, но не новой.
Как удержать молодого воспитателя? Участникам было предложено в режиме проектирования предложить решить эту задачу.
Детский пресс-центр Селенгиснкой СОШ №1 рассказали о результатах экспресс-опроса жителей поселка относительно их осведомленности
во внедрении ФГОС. Интересно, что 57% жителей п.Селенгинск знают, что в школах вводятся новые стандарты и только 38% родителей
относятся к ним позитивно. Причем только 16% родителей информацию получили в школе от учителей или на родительском собрании.
Есть над чем задуматься и педагогам, и администрации школы, и родителям.
«Я работаю в школе учителем математики более 20 лет. И всегда работала честно, отдавая все силы, чтобы вложить в головы
учеников знания. И результаты моей работы, считаю, неплохие: все ученики в жизни успешны и состоялись в профессии. Читаю текст
нового Стандарта и не вижу там ничего такого, что могло бы коренным образом изменить деятельность учителя. Что мне с собой
сделать, чтобы понять и принять новый Стандарт?», - заявила учитель математики Каменского лицея Надежда Каблукова. Действительно,
проблема нового статуса педагога – одна из острейших. От этого во-многом будет зависеть результат реализации Стандарта.
Начальник управления по контролю и надзору Пензенской области Алексей Федосеев высказал позицию, что сегодня ЕГЭ по выбору
– это не вариант. Какой же тут выбор? Многие дети выбирают ЕГЭ неосознанно, а по настоянию и видению родителей и педагогов.
В итоге выпускник теряет пару-тройку лет на профессиональное самоопределение.
Работа экспедиции продолжилась по трем направлениям:
- «Наследие» - гражданско-патриотическое воспитание как важная составляющая
духовно-нравственного воспитания и молодежи. Военно-патриотический клуб «Десантник» представил основные направления
своей работы.
- «Согласие» - социальное партнерство. Гостей провели на местный мясоперерабатывающий
комбинат «Сокольниковский». Сотрудничество с местными производителями должно стать нормой взаимодействия школы
и бизнеса в рамках развития и социализации детей.
- «Мозаика здоровья» - формирование и развитие здоровьесберегающего пространства.
Интересной для гостей показалась восточная система оздоровления, адаптированная для образовательной организации.
Пленарное заседание открыла заместитель начальника районного управления образования Людмила Власова с кратким анализом работы
экспедиции по ключевым выделенным проблемам. Зеркало дня глазами детей - школьный пресс-центр выступили с краткими итогами:
из пяти выпускников 2014 года, ни один не пожелал выбрать в качестве будущей специальности профессию учителя, обосновав сложностью
и высокой степенью ответственности за результат.
Образовательное пространство будущего – это уже не из категории фантастики или мечты. Три позиции: учителей, детей и
родителей сошлись на основных формируемых базовых ценностях. Настолько мы сегодня созвучны и понимаем друг друга? В дискуссии
все категории участников сошлись на следующих позициях:
- сохранение и принятие базовых ценностей общества: дом, семья, здоровье, мир,
радость и ценность жизни;
- индивидуальная образовательная траектория;
- развитие ключевых и дополнительных предпрофессиональных компетенций;
- успешная социализация детей и конкурентоспособность по итогам обучения.
Евгения БАДМАЕВА, Екатерина НОВОКРЕЩЕННЫХ, аналитическая группа Республики Бурятия
|