4 июля 2014 года в Республике Бурятия в рамках VI Байкальского образовательного
форума «Ребенок в пространстве будущего» состоялась образовательная экспедиция в Мухоршибирский район.
Тема экспедиции «Пространство социально-культурной активности детей и взрослых – пространство будущего». Ведущей идеей экспедиции стало проблемное поле обсуждения, определенное следующими тематизмами:
- результаты образования;
- образовательное окружение;
- образовательная среда, в которой должны получать знания и жизненный опыт дети;
- условия для реализации стандартов дошкольного и общего образования;
- повышение социально-экономической эффективности системы образования.
Состоялась интересная работа на переговорных площадках по обеспечению требований стандарта к условиям реализации основной
образовательной программы дошкольного образования и его содержания, обсуждались образовательные перспективы современного села,
социальная активность и социальный опыт, образ будущего ребенка и образ будущего педагога. Участникам Форума представлена
модельно спроектированная культурно-образовательная среда, как социокультурное пространство развития личности ребенка. Указанная
модель нацелена на формирование совместного культурно-образовательного пространства и разработана при научном руководстве
Бурятского республиканского педагогического колледжа и поддержке фондов «Новая Евразия» и «СУЭК-Регионам»,
основные принципы которой:
- мобильность как возможность реализации поставленных задач в различных образовательных
учреждениях в зависимости от образовательных потребностей детей и взрослых в формате выездных экспедиций и лабораторий, летних
школ и площадок в образовательных организациях района;
- культуроориентированное содержание деятельности, стимулирующее активное участие
детей и взрослых в социокультурных событиях и создание таких событий;
- открытость и вариативность образования, которые обеспечивают расширение видов
совместной деятельности детей и взрослых;
- коммуникативную и информационную насыщенность, которая способствует развитию
культуры диалога и обратной связи между педагогами и обучающимися, детьми и взрослыми;
- интегральность образовательных программ и проектов для детей и взрослых.
В структуре модели выделено несколько образовательных кластеров, соответствующих основным направлениям развития личности:
общее интеллектуальное развитие, общее культурное развитие, физическое развитие и безопасность жизнедеятельности, социальное
развитие и профессиональный выбор. Эффекты и результаты реализации модели:
- совместный творческий продукт, который можно вынести на публичную защиту, презентовать
на различных площадках;
- мотивированность детей и взрослых к раскрытию индивидуальных способностей и их
продуктивному использованию;
- овладение эффективными способами самоорганизации и саморазвития;
- осознание родителями ценности современных образовательных результатов;
- формирование новых требований к компетентностям педагога;
- становление новой организационной культуры образования;
- расширение возможности социальной пробы и пробы себя в профессии на реальном
рабочем месте;
- внедрение новых форм профориентации.
Владимир Молчанов, Глава МО «Мухоршибирский район» указал на достижения системы муниципального образования и ее
проблемы. Формирование современной экономики района, отметил Глава, невозможно без модернизации дошкольного, общего, профессионального
и дополнительного образования. Владимир Молчанов обратил внимание на необходимость в совершенствовании механизмов эффективного
взаимодействия взрослой части социума с его детской и подростковой частью с целью создания такого образовательного пространства,
которое обеспечило бы каждому ребенку радостное детство и успешное будущее.
Оксана Скоролупова, руководитель Центра дошкольного образования издательства «Просвещение» отметила направления
реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: создание условий в каждом детском
саду, соответствующих требованиям стандарта, развитие и содержание образования дошкольников, вооружение педагогов современными
технологиями через организацию различных видов детской и совместной деятельности.
Елена Петряева, руководитель службы мониторинга Института проблем образовательной политики «Эврика» также отметила
необходимость новых форматов взаимодействия участников образовательных отношений и выстраивания диалогов, например, в проекте
организации информационного взаимодействия всех субъектов общественности.
Людмила Попова, начальник Мухоршибирского управления образованием в дискуссии за круглым столом отметила роль общественности
в образовании «Школа для общества и общество для школы», также представители государственных структур указали на
проблему потери ценности института семьи и снижающейся семейной культуры, необходимостью устранения причин, приводящих детей
конфликту с законом.
Батор Чимитов, председатель ассоциации молодых педагогов Бурятии, методист республиканской станции туризма и краеведения подчеркнул,
что необходимо переходить к «кубическому» образованию, то есть найти грани – ребенок, родители, общественность
и другие, но видеть все грани и выстраивать взаимодействие.
Отец Рустик (Трофимов), настоятель Свято-Никольского храма определил пути решения проблем в воспитании детей и формирования
«духовного стержня» через организацию взаимодействия светского и религиозного образования разных конфессий. Произошла
внутренняя дезориентированность и «люди живут как живут».
Главным результатом экспедиции стал вывод, о том, что важна консолидация общества вокруг социально-культурных проблем современности
и особенно проблем, касающихся детства. Нужно радикально развернуть общественное сознание в эту сторону, превратить процессы
социализации детей, их личностного, культурного развития и профессионального самоопределения в предмет глубокого внимания
и озабоченности всего социума.
Галина МАЛАХОВА, Ольга САНЖЕЕВА, аналитическая группа Республики Бурятия
|