Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Главная > Cеминары и конференции> VI Байкальский образовательный форум> Панельная дискуссия «Ребенок в пространстве будущего: перспективы ребенка в глобальном мире»

Панельная дискуссия «Ребенок в пространстве будущего: перспективы ребенка в глобальном мире»




4 июля 2014 года в Улан-Удэ в рамках VI Байкальского образовательного форума «Ребенок в пространстве будущего» состоялась панельная дискуссия «Ребенок в пространстве будущего: перспективы ребенка в глобальном мире».

Панельная дискуссии началась с вступления Алдара Дамдинова, министра образования и науки Республики Бурятия, в котором он обозначил общую рамку обсуждения: место, роль системы образования в развитии детей в глобализующемся и изменяющемся мире.

Александр Адамский, научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика» говоря о теме дискуссии «Ребенок в пространстве будущего» выдвинул тезис о том, что скорее надо говорить не о ребенке в будущем, а о взрослом (об учителе) в пространстве будущего. Ребенок будет в будущем, несомненно, а вот взрослые, тем более сегодняшний учитель – не факт. «Не надо воспринимать будущее как перспективу недосягаемую, тенденции развития мы должны видеть и прогнозировать уже сейчас».

Экспертом были зафиксированы несколько основных тенденций:

  • Тенденция смысловая, семантическая. Проблема в возможности сохранить тип коммуникации и язык коммуникации в формате взаимодействия взрослый – ребенок. Взрослые должны понимать язык детей и подростков, поскольку те объекты, с которыми дети начинают общаться с раннего возраста, уже сегодня определяют содержание их языка. Учителю бесполезно разговаривать с подростком на языке предмета. Язык, на котором сегодня разговаривает образование, уйдет. Язык функционально устаревает. Вопрос - на какой язык переходить институционально? Здесь необходимо решить вопрос - образование остается институтом трансляции знаний и смыслом, или трансформации смыслов?
  • Время социализации сжалось, дети, подростки, студенты начинают играть важную социальную роль, они продуцируют смыслы, которые меняют общественное сознание. Образование – уже не место подготовки к социализации, а место социализации. Отношения, связи внутри системы образования играют большую роль в развитии ребенка, чем среда и учебный материал. Образовательная практика начинает выходить за границы институтов образования через детей. Сегодня начинают появляться источники образования более сильные, чем формальные образовательные институты. В этом отношении педагог должен быть не носителем специальных знаний, а специалистом по взаимодействию с людьми разного возраста.
  • Тенденция смены типа управления. Необходим переход от управления единообразным пространством к управлению интеллектуальным развитием и производством смыслов.

Алексей Воронцов, эксперт Института проблем образовательной политики «Эврика» уточнил - в современной педагогике нет места психологии? Если учитель – это специалист по взаимодействию с людьми, то необходимо видеть возрастные различия. Александр Адамский: Возраст – понятие не статичное, возрасты сжимаются и проникают друг в друга. Дети сегодня могут проявлять способности, несвойственные данному возрасту. Как тут решить, какие виды деятельности являются ведущими для конкретного ребенка, подростка? В одном классе могут сидеть дети с разными возрастами, вслед за индивидуализацией идет персонификация.

Алексей Воронцов: Возраст – подвижное существо, но есть характерные для возраста вещи, с которыми должен работать педагог. Какие инструменты будут нужны педагогу в такой ситуации? Александр Адамский: Вопрос об инструментах – главный. Педагогика, по факту, отказалась психологи. Введение ФГОС ступеней общего образования показывает, что педагоги в большинстве своем действуют по наитию. Здесь не будет готовых сценариев и алгоритмов, поэтому придется «изобретать велосипед». Автономия образовательных институтов – это первое условие для того, чтобы эти институты вступили как источники развития. Учителю нужно понимать, какие будут отношения через несколько лет, то есть не только формировать образовательную программу, но и прогноз по этой программе.

Владимир Бацын, начальник отдела региональной образовательной политики Института проблем образовательной политики «Эврика» обозначил эпиграф к дискуссии: «Нет старых дорог в новых направлениях». Строго говоря, сегодня нет образовательной политики. Политики, как механизма выявления и согласования интересов всех субъектов образования: государства, народа как единой общности, социальных страт, семьи, муниципалитета и прочее. Кто из них реально влияет на образовательную политику? Никто, кроме государства. В будущем предполагается участие в образовании большего количества субъектов, чем сегодня. Эти субъекты по-новому начинают понимать ценности и смыслы, которые они получают или не получают в образовании. Важна постановка этих субъектов самих себя как субъектов. Необходима способность отчуждать представление о ценностях от собственных опытов. Образование в этом смысле выступает как социокультурный феномен.

Эдуард Балдаков, руководитель компания «EnglishFirst» подчеркнул, что задача системы образования - как вооружить наших детей, как научить их быстро учиться, создавать что-то новое и общаться с представителями разных культурных общностей. В скором будущем появятся новые специалисты и профессии, а современная система образования в этом ракурсе ничего не предоставляет. Александр Адамский: Вопрос в том, кто ставит задачи. Государство? Автономизация образования происходит по инерции. У потребителя: семьи, ребенка начинают возникать свои задачи. Современный институт появления задач неэффективен, потому что не учитывает колоссальную автономизацию субъектов. Задачи надо оформлять по другому, вопрос в технологии. То, что предлагается в Бурятии – родительский сертификат – это механизм формирования образовательного запроса, потребительского заказа, механизм, который позволит ребенку и его родителю набирать себе образование из разных источников. Здесь будет учитываться и вид деятельности, где ребенок успешен.

Эдуард Балдаков: Учитель – ключевая фигура, от него зависит успешность ребенка. Александр Адамский: учитель и школа из института жрецов должны трансформироваться в институт тьюторов.

Владимир Антокольский, заместитель начальника Департамента образования, культуры и молодежной политики Чукотского автономного округа подчеркнул, что образование – то, что сформировалось сейчас, как устоявшийся процесс и система, ориентировано на обучение определенным профессиям, получения конкретных навыков. Государство определяет требования, кто сегодня будет определять зону ближайшего развития? Эдуард Балдаков: Государство должно создавать условия, чтобы требуемые результаты получить.

Александр Адамский заметил, что это идеальная картинка, государство сейчас не успевает создавать необходимые условия. Принятие решений требует больших временных издержек. Должно быть решено в государстве: правила подчиняются инициативе или наоборот? Наша система построена по принципу - инициатива подчиняется правилам во всех секторах. Идеи могут быть замечательные – принятые решения – противоположные.

Ольга Жигулевцева, директор СОШ №70 г.Тольятти: «Мы столкнулись с проблемой разной мотивации детей к обучению иностранным языкам: для подготовки к профессии и как средство коммуникации. Мы применяем разные подходы к этим детям, применяя разные способы и виды обучения. Для подготовки к ЕГЭ – одни, а для обучения языкам как средству коммуникации – другие. Александр Адамский заметил, что проблема носит методологический характер, есть определенный класс задач и класс решений в рамках итоговой аттестации. А для жизненных задач нет класса известных решений.

Алексей Воронцов выразил пожелание проводить исследования по возрастным особенностям детей. Также эксперт заметил, что педагогика должна работать на научной основе. Сегодня школа превратилась в сферу услуг, которая решает сиюминутные задачи, поставленные государством. В ближайшем будущем должна появиться школа без границ, где будут нужны тьюторы, навигаторы, знающие как работать с детским материалом.

Александр Адамский подчеркнул, что сегодня профессия учителя в кризисе, ушли навыки, доверие, изменилось отношение семей. Не актуальны уже сегодня институты по подготовке учителей. Дмитрий Коннычев, директор по развитию Лицея-интерната естественных наук г.Саратов поддержал тезис Александра Адамского и добавил, чтобы трансформировать, изменять современные задачи, стоящие перед образованием, мы должны искать стратегии выхода из сложившейся ситуации.

Виктор Кукшинов, Президент Торгово-промышленной палаты Республики Бурятия подчеркнул, что доброта, нравственность, духовность – неизменные константы, которые существуют тысячи лет, и если не забывать о духовности, то все остальное будет.

Поделились опытом работы участники Форума из Южной Кореи, Монголии, Японии. Госпожа Чжан Ен Сун из Южной Кореи подчеркнула, что в любой стране образование – важнейший компонент. Она отметила, что дети в Южной Корее проводят в школе много времени, в среднем, с 8.00 до 17.00, и сейчас проводится работа по внесению изменений в систему образования, учитывающей потребности и пожелания детей.

Рик Норман, руководитель регионального центра «GrapeSeed» рассказал, что методика была разработана в Японии, г.Сендай. Для обучения английскому языку, как второму и предназначена для детей 3-4 лет. Апробация программы в Республике Бурятия проходит успешно, в 10 общеобразовательных школах г.Улан-Удэ детей обучают английскому языку во внеурочное время.

В завершении Александр Адамский подвел итоги и вывел 3 ключевые позиции:

  • Учитель – ключевая тема. Учитель – духовная роль, но когда духовная роль превращается в должность, действуют другие правила.
  • Язык как основное средство коммуникации – ключевая проблематика. Знать язык и уметь общаться – это означает знать, как налаживать коммуникации.
  • Школа – место думания про будущее. Либо мы включим детей в прогнозирование, диалог о будущем, либо – очень пессимистические прогнозы…

    Эржени БУДАЕВА, Арюна ДАМБАЕВА, аналитическая группа Республики Бурятия


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100