Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Главная > Cеминары и конференции> VI Байкальский образовательный форум> Панельная дискуссия «Общественное участие в управлении развитием системы образования»

Панельная дискуссия «Общественное участие в управлении развитием системы образования» (при участии членов ОНФ «За Россию»)




3 июля 2014 года в Улан-Удэ в рамках VI Байкальского образовательного форума «Ребенок в пространстве будущего» состоялась панельная дискуссия «Общественное участие в управлении развитием системы образования» (при участии членов ОНФ «За Россию»).

Координатор панельной дискуссии Людмила Бокова, член Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, начиная работу панельной дискуссии, отметила, что под протекторатом Общероссийского Народного Фронта в ряде городов Российской Федерации проведены мероприятия, посвященные проблемам образования. Общероссийский Народный Фронт, являясь общественно-политическим движением, стремится обозначить свои позиции относительно системы образования в целом.

Роман Селюков, первый заместитель директора Института проблем образовательной политики «Эврика» в своем докладе отметил, что в системе общего образования и дошкольного образования прошел десятилетний цикл модернизации общего образования и второй год дошкольного образования. За прошедший период модернизации получены системные эффекты и намечены актуальные задачи. Завершен цикл нормативного обеспечения общего и дошкольного образования. Разработаны ФГОС уровней общего образования, определены требования к программам, условиям и результатам в дошкольном и общем образовании. Настало время вдумчивой и системной правоприменительной практики. Введение ФГОС начального общего образования осуществляется уже с 2010 года. На сегодняшний день пока нельзя сказать, что ФГОС начального общего образования реализуется. Не отработаны методики расчета подушевых нормативов под реализацию ФГОС начального общего образования, системно-деятельностный подход пока не присвоен подавляющим большинством педагогов, пока не работает механизм муниципального задания на образовательную услугу по ООП начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования. С 1 января 2014 года введен ФГОС дошкольного образования. На сегодняшний день с реализацией требований ФГОС дошкольного образования в субъектах Российской Федерации фиксируется большое количество проблем. К введению стандартов региональные системы дошкольного образования не готовы.

В рамках реализации «дорожных карт» изменений в социальной сфере, направленных на повышение эффективности образования, субъекты Российской Федерации предпринимают шаги по повышению заработных плат педагогических работников и приведению их в соответствие с уровнями, установленными майскими указами Президента Российской Федерации. Во многих субъектах Российской Федерации совершаются попытки в ручном режиме регулировать заработную плату педагогических работников с регионального или муниципального уровня. В некоторых регионах эти попытки привели к серьезным диспропорциям базовой и стимулирующей частей фондов оплаты труда образовательных организаций и сбоям в реализации стимулирующих принципов оплаты труда педагогических и руководящих работников. Фиксируется отнюдь непрямая связь между реализуемыми стимулирующими принципами в оплате труда и качеством получаемого детьми образования.

Федеральный закон №273 «Об образовании в Российской Федерации» декларирует самостоятельность образовательных организаций и нормативно ее обеспечивает. При расходовании средств, необходимо реализовать механизм, заложенный в данном законе. Принцип самостоятельности означает, что образовательная организация должна самостоятельно разрабатывать и реализовывать свою основную образовательную программу с учетом примерной основной образовательной программы. Но на сегодняшний день необходимо констатировать, что региональные службы по контролю и надзору в сфере образования, другие контролирующие органы, воспринимают примерную основную образовательную программу как единственно возможную. Назрела необходимость создания механизмов появления на уровне дошкольного и общего образования нескольких примерных образовательных программ.

Самостоятельность образовательных организаций в части расходования средств на содержание имущества и приобретения практически не развивается и не реализуется. Школы не могут эффективно осуществлять закупки в условиях необходимости создания контрактных служб и организации закупок по новой процедуре (даже на мелкие суммы). Муниципальные нормативы для школ де-юре и де-факто не существуют в подавляющем большинстве муниципалитетов субъектов Российской Федерации.

Палитра проблем в определении способов оценки качества образования разнообразна. Необходимо на уровне субъектов Российской Федерации выстраивать многообразные оценочные процедуры. Это позволит сбалансировать при оценке деятельности образовательных организаций значимость результатов контроля и собственно оценки.

Доступность дошкольного образования, достижение снижения очередности в дошкольные образовательные организации – еще одна проблема, которую затронул Роман Селюков. Строительство новых детских садов - не единственный путь к снижению очередности на получение услуги дошкольного образования детьми. Для решения этой проблемы необходимо стимулировать негосударственный сектор к активной экспансии на рынке услуг дошкольного образования. Существуют положительные практики стимулирования активности бизнеса в сфере дошкольного образования, в том числе и в Республике Бурятия. Стимулирующие принципы финансирования дошкольных образовательных организаций в Воронежской области, сопровождение субъектов малого и среднего бизнеса в сфере дошкольного образования в Белгородской области, механизмы компенсаций гражданам, не получающим услуги дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях в Липецкой области и Пермском крае, построение модели образовательных центров, реализующих программы общего и дошкольного образования в Москве - эти и многие другие практики должны стать основанием для планирования стратегии и тактики модернизации в дошкольном образовании. Предложено примерить практики на свою действительность. Насколько возможно точно изложить проблемы и механизмы их решения.

Виктор Кукшинов, президент Торгово-промышленной палаты Республики Бурятия в своем докладе отметил, что тема Форума «Ребенок в пространстве будущего» актуальна и своевременна. Ребенок должен быть счастливым. И это должно стать задачей и родителей, и системы образования. Работа Байкальского образовательного форума должна строиться на результатах анализа факторов, обеспечивающих формирование полноценной личности ребенка. Важную роль в таком анализе могут играть институты общественного участия в управлении образованием. Интересы общества должны определять задачи системы образования. Государственно-общественное управление должно реализовыыаться на всех этапах образовательного процесса. На сегодня попечительский совет работает в более тесном сотрудничестве со школой, наблюдается продвижение в понимании попечительского совета своей роли в управлении. Возникает проблема во взаимодействии с другими ведомствами. Успешность деятельности школы зависит от активности попечительского совета.

По мнению, Надежды Хараевой, председателя РОО «Ассоциация общественных управляющих системы образования Республики Бурятия» в некоторых школах стимулирующие выплаты не нацелены на повышение качества образования. Механизм финансирования не ориентирован на требования к качеству образования. Для обеспечения развития самостоятельности образовательных организаций Надежда Хараева сформулировала следующие предложения:

  • необходимо обеспечить базовые, в соответствии со стандартами, условия деятельности образовательной организации;
  • государственное (муниципальное) задание должно согласовываться с образовательными запросами семьи и, в первую очередь, ребенка, отражать индивидуальность каждой образовательной организации (иметь настраиваемый перечень услуг/работ, показателей качества оказанных услуг/выполненных работ, необходимых условий) и быть подкреплено соответствующим объемом финансирования. При этом профессионально-общественная экспертиза, как созданных условий, так и результатов образовательной деятельности образовательных организаций, является крайне необходимой;
  • следует развивать механизмы индивидуализации образования. Для этого необходимо расширить сектор услуг по социализации детей и включить в него не только образовательные услуги, но и спорт, культуру и здравоохранение. Необходимо изменить и подход муниципалитетов к созданию и развитию инфраструктуры образовательного округа. Внешкольная среда должна быть увязана единой концепцией развития образовательного округа;
  • необходимо проанализировать процесс ротации педагогического корпуса и изменить приоритеты повышения квалификации учителей;
  • каждая школа должна получить свободу в выборе тех инструментов и механизмов по оценке качества образования, которые будут эффективно работать именно в условиях данной образовательной организации. Школы сами должны играть основную роль в формировании целей оценивания и обладать надежной технологией оценивания и анализа эффективности своих стратегий для повышения образовательных достижений обучающихся. Поскольку школа несет ответственность перед обществом и государством за различия между результатами и соответствующими целями, задачами, приоритетами и планами, установленными в школе.

Светлана Дугарова, начальник отдела надзора и контроля в сфере образования Министерства образования и науки Республики Бурятия согласилась с существованием проблем кадрового обеспечения, нормативной защиты директоров школ. По ее мнению, возможность сетевого взаимодействия школ и бизнеса регламентирована не полностью. Существует потребность в подзаконных актах, регламентирующих деятельность образовательных организаций. Работа по разработке подзаконных актов ведется и многие субъекты принимают в ней участие.

Оюна ЦЫРЕНОВА, аналитическая группа Республики Бурятия


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100