3 июля 2014 года в Улан-Удэ в рамках VI Байкальского образовательного форума
«Ребенок в пространстве будущего» состоялась работа открытой дискуссионной и презентационной площадки «Современные
модели успешной социализации детей».
Право детей с особыми образовательными потребностями на инклюзивное образование – международно-признанное право. Участники
отметили, что инклюзивное образование – это процесс, который не сводится исключительно к реформе специального образования
- это процесс, который должен стать составной частью национальной политики развития общего образования. Конвенция ООН (статья
24) обязывает обеспечить инклюзивную вертикаль образования для лиц с инвалидностью на всех уровнях. Успешность реализации
этих обязательств зависит не только от государства, но и от позиции общества по отношению к лицам с ограниченными возможностями
и к их образованию. «Зрелость общества определяется тремя факторами – отношением к детям, старикам и инвалидам»,
- заметил Владимир Бацын, начальник отдела региональной образовательной политики Института проблем образовательной политики
«Эврика».
Внедрение инклюзивного образования сталкивается не только с трудностями организации так называемой «безбарьерной»
среды (пандусов, одноэтажного дизайна школы, введения в штаты сурдопереводчиков, переоборудования мест общего пользования
и так далее), но и с препятствиями социального свойства, заключающимися в распространенных стереотипах и предрассудках, в
том числе, в готовности или отказе учителей, школьников и их родителей принять рассматриваемую форму образования.
В Бурятии уже на протяжении многих лет продолжается дискуссия по проблеме внедрения модели инклюзивного образования. «Безусловно,
мы считаем необходимым двигаться в направлении включения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательное
пространство. Однако, при этом необходимо учитывать современные реалии, социально-культурные традиции, уровень готовности
общества и системы образования региона к принятию этих идей. Практика деятельности нашего региона по тиражированию различных
интеграционных форм образования детей с ограниченными возможностями здоровья показывает, что не достаточно только желания
отдельных граждан, даже общественных организаций решить этот вопрос. Наверное, ещё требуется создание определённых условий
для его внедрения», - подчеркнул Владимир Цыренов, заместитель директора СОШ №57 г.Улан-Удэ.
Каковы эффекты от внедрения инклюзивного образования? И какие проблемы еще не были разрешены? «Мы готовы принимать и
мы принимаем детей с ограниченными возможностями здоровья. Наши дети успешно осваивают все компетенции своего уровня развития,
характерного для дошкольного возраста», - отметила Татьяна Зарубина, заведующий МБДОУ №3 «Колобок» комбинированного
типа г.Улан-Удэ.
Зогдоева Лариса, директор МАОУ СОШ №4 г. Улан-Удэ: «В нашей школе проведено достаточно много мероприятий по проблеме
внедрения и адаптации инклюзивного образования к массовой школе. Совместно с общественной организацией «Безбарьерная
среда» мы проводим уроки доброты, семинары для педагогов и детей. Выиграли грант на создание условий, прежде всего, это
поручни и пандусы. Но нет специалистов, тьюторов. Мы просим родителей младших школьников с особыми потребностями сопровождать
их в течение дня. И хочется отметить, что уже в старшей школе, они, как правило, уже отказываются от постоянного присутствия
родителей».
Отмечено, что финансовые барьеры в случае необходимости дополнительных расходов на организацию специальной педагогической
поддержки были и будут всегда. Но еще более значимыми оказываются барьеры, возникающие в результате взаимоотношений учеников
и социальных контекстов их бытия, – барьеры социальных отношений («отношенческие» барьеры).
Также участники обозначили проблему кадровой подготовки специалистов, отсутствия специального образования и педагогов. Светлана
Ускеева, старший преподаватель Бурятского республиканского института образовательной политики, отметила, что в Институте уже
в течение нескольких лет работает программа профессиональной переподготовки по специальности «Олигофренопедагогика»,
«Логопедия». Выпущено уже более 500 специалистов. Туяна Янданова, доцент кафедры психологии детства Педагогического
института Бурятского госуниверситета также заявила, что в этом году идет первый набор абитуриентов на специальность «Дефектология».
Участники площадки стали свидетелями и участниками интерактивных событий, проведенных образовательными организациями города
Улан-Удэ, детскими общественными организациями Бурятии. Вниманию гостей было представлено детско-взрослое образовательное
событие в форме флэш-моба, детское образовательное событие «Планета детства» детского сада №3 «Колобок»
комбинированного вида и интерактивного проекта «Мы вместе», в котором приняли участие шести школ с различным состоянием
здоровья.
Делегация Забайкальского края представила детско-взрослое образовательное событие
«Подари улыбку» Центра диагностики и консультирования «Семья», «Интерактивное кино» - проект
социализациидетей-сирот с ОВЗ на базе групп семей с крестьянским подвозом ГОУ «Хохотуйская специальная (коррекционная)
школа-интернат для детей с отклонениями в развитии VIII вида и модель успешной социализации личности в пространстве инкультурации
ГОУ «Красночикойская СОШ № 2».
Социальные барьеры не имеют внешнего,
«архитектурного» выражения, они не связаны непосредственно с материальными и финансовыми затратами. Их можно обнаружить
как непосредственно в школе, так и в местном сообществе, в региональной и национальной социальной политике, в сложившейся
системе законодательства. Примерами таких барьеров могут быть существующие профессиональные установки учителей общего и специального
образования, негибкая система оценивания достижений учащихся, несовершенство существующей нормативно-правовой базы и так далее.
Школы способны преодолеть многие барьеры самостоятельно, если будет достигнуто понимание того, что недостаток материальных
ресурсов не является основным и единственным барьером на пути развития образовательной инклюзии.
Чтобы устранить барьеры на пути развития инклюзивного образования, необходимо не только изменить физическую среду школы, города
и транспорта для достижения «архитектурной» и «транспортной» доступности, не только увеличить финансирование
для обеспечения специальной поддержки ученику с особыми образовательными потребностями, но и, в первую очередь, устранять
социальные барьеры: постепенно и целенаправленно менять культуру, политику и практику работы общеобразовательных и специальных
школ.
Альбина Сахаровская, заместитель директора специальной коррекционной школы-интернат №2 VIII вида г. Улан-Удэ: «Мы
прилагаем много сил, чтобы помочь социализироваться детям с ограниченными возможностями здоровья. Они выпускаются из школы
и сталкиваются с достаточно агрессивной средой неприятия в обществе. Многие остаются невостребованными. Нет стройной системы
преемственности в их обучении и развитии».
В инклюзивном образовании масса объективных и субъективных трудностей, но прежде всего надо говорить о следующем:
- Не разработана всероссийская программа социальной интеграции детей с особенностями
развития в общество, повышения уровня толерантности, самосознания и помогающего поведения со стороны здоровых людей.
- Слабо на всех уровнях работает законодательство, регламентирующее права детей-инвалидов.
Обязанности государства и общества перед ними не прописаны юридически.
- Мало внимания уделяется адаптации пространства обучения, созданию доступной для
всех детей с ОВЗ среды.
- Есть серьезная проблема совмещения темпов преподавания и объема знаний, доступных
детям с ОВЗ и детям здоровым. Ребенок с особенностями развития должен помещаться в ту среду, которая на данный момент соответствует
возможностям его обучения. Кроме того, в случае необходимости к нему прикрепляется тьютор.
- Существует необходимость создания республиканского психолого-педагогического
центра для реабилитации детей с ОВЗ и их родителей.
- Трудно и медленно выстраиваются контакты детей с ОВЗ и детей здоровых.
- Не обеспечена преемственность инклюзивного образования для лиц с инвалидностью
на всех уровнях, начиная с дошкольного возраста, в школах и, далее, в средних профессиональных и высших учебных заведениях.
- Крайне неэффективны программы по трудоустройству выпускников с ограниченными
возможностями.
- Необходима подготовка и повышение квалификации педагогов, участвующих в инклюзивном
образовании.
Евгения БАДМАЕВА, Дарья ЛЕМЕШЕВА, аналитическая группа Республики Бурятия
|