Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Главная > Cеминары и конференции> VI Байкальский образовательный форум> Дискуссионная площадка «Государственно-общественное управление в образовании»
Презентация детско-взрослого события 

Дискуссионная площадка «Государственно-общественное управление в образовании» (независимая оценка качества образования, мониторинг качества, профессионально – общественная аккредитация, формирование банка общественных экспертов, участие общественных институтов в оценке качества, ассоциации и саморегулируемые организации)




3 июля 2014 года в Улан-Удэ в рамках VI Байкальского образовательного форума «Ребенок в пространстве будущего» состоялась работа открытой дискуссионной и презентационной площадки «Государственно – общественное управление в образовании».

Среди участников площадки — представители родительской общественности, члены управляющих, наблюдательных и попечительских советов образовательных организаций города, руководители, учителя и воспитатели, школьники и просто жители и гости столицы. Активное участие в мероприятии принимает делегация Забайкальского края, представившая экспозицию «Современные модели государственно – общественного управления: практика реализации в региональной системе образования».

Открытие площадки началось с выступления Елены Петряевой, руководителя службы мониторинга Института проблем образовательной политики «Эврика». В своем выступлении эксперт пояснила актуальность предстоящей работы. По мнению Елены Петряевой, одним из приоритетов современной образовательной политики является оформление института общественной оценки качества образования как ключевого субъекта, несущего новое представление о качестве образования, формирующего широкое позитивное общественное мнение об инновационных процессах в образовании, оказывающего мощное мобилизующее и обновляющее влияние на учительский корпус.

Действительно, представления о качестве образования на каждом уровне управления образованием различны. Эти представления отличаются и у разных участников образовательного процесса. Мы должны понимать, считает Елена Петряева, что система образования – лишь исполнитель заказа, средство достижения требуемого результата. Ключевая роль в вопросе оформления заказа отводится семье, родителям, детям, как основным потребителям услуги. Процессы, происходящие в образовании, являются следствием попыток договора между субъектами о понимании качества образования. Получается, что образование выступает как системообразующий фактор развития социума. И государство выполняет роль оформителя некоего общего представления, в той или иной степени отвечающего запросам каждого из субъектов в отдельности.

Обсуждение перспектив развития государственно-общественного управления продолжилось в рамках панельной дискуссии «Какие полномочия в сфере образования могут эффективно реализовывать управляющие советы». Модератор - Наталья Митряева, директор МАОУ Гимназия №14 г.Улан-Удэ. Ключевые направления обсуждения:

  • изменения в управлении школой в связи с созданием Управляющих советов,
  • социальный и личностный заказ: возможности согласования образовательных потребностей;
  • независимая оценка качества образования, участие общественных институтов в оценке качества;
  • мониторинг качества;
  • формирование банка общественных экспертов.

Как отмечает Ольга Ананкова, председатель ОО «Родительская общественность г. Улан-Удэ», в последнее время наметилась положительная тенденция усиления роли общественности в управлении образованием. Общественность уже давно стала активным участником обсуждения различных нормативно-правовых актов издаваемых как государственной, так и муниципальной властью. Родители сами предлагают школе и сами активно участвуют в различных социальных проектах, поддерживают образовательные организации в конкурсных мероприятиях.

Так получилось, говорит Ольга Ананкова, что я участвовала в презентации двух проектов, выставленных на республиканский конкурс по развитию государственно-общественного управления образованием: проекта школы №26 г. Улан-Удэ и Комитета по образованию г.Улан-Удэ. Первый проект направлен на развитие школьного самоуправления, второй – на создание модели общественной оценки качества образования средствами электронной среды. Оба проекта получили высокую оценку экспертов. И это правильно. Потому что очень важно учитывать мнение каждого участника образовательного процесса по поводу того, каким должно быть действительно качественное образование. Что нам действительно необходимо сейчас - это продуманный формат участия общественности в управлении образованием. Пока такого механизма нет. Необходимо обеспечить переход от локальных прецедентов эффективной практики к широкой институциализации механизмов общественного участия в управлении образованием на всех уровнях.

Задача организации эффективного формата взаимодействия общественности и профессионального сообщества - одна из наиболее актуальных на сегодня. Не случайно, более 50% проектов, представленных на республиканский конкурс на присвоение статуса стажировочной площадки по развитию государственно-общественного управления образованием, были направлены на решение этой задачи. Содержательный и конструктивный диалог общества и системы образования возможен при формировании «встречных» систем подготовки «общественных управляющих» и «педагогических кадров».

Одним из важнейших условий успешного обучения общественных управляющих является активная позиция каждого слушателя, его аналитическая работа, инициатива, формирование собственной позиции внутри учебного процесса, что позволяет выделять более продуктивные виды работы, расширяя или сокращая объем индивидуальных занятий по основным направлениям обучения.

Общественный эксперт должен увидеть: моделируется ли в школе ситуация завтрашнего дня (поэтому надо понять, имеем ли мы представление о тех отношениях, в которых будет социализироваться ребенок?)

Способы действия общественных управляющих в управлении образованием, отмечаемые участниками дискуссии:

  • законодательные инициативы, экспертиза разрабатываемых и принятых решений в образовательном учреждении;
  • запрос, экспертиза разрабатываемых и принятых решений, контроль за деятельностью исполнительных органов администрации;
  • инициативные акции по привлечению внимания и вовлечения гражданских организаций в обсуждение и экспертирование решений, связанных с состоянием и развитием образования, интересами детей (детства);
  • поддержка инновационных образовательных институтов со стороны СМИ.

В рамках программы площадки было организовано обучающее интерактивное событие «Тренажер для управляющего совета». На платформе тренажера общественным управляющим предложено 3 задачи:

  • разработка критериев стимулирующей части оплаты труда;
  • формирование ООП;
  • общественная аккредитация.

Участнику предлагается некий набор критериев, из которых он формирует пакет наиболее эффективных на его взгляд. Оценку набора также проводит эксперт. После формируется обобщенная оценка пакета представленного общественным управляющим в сравнении с экспертной оценкой. Набор не является окончательным решением, поскольку задача тренажера – обучение. На платформе также имеются такие разделы как библиотека, форум, где обсудить критерии можно с другими общественными управляющими.

Но необходимо не только обучение общественных экспертов, но и согласование показателей и критериев оценки, понятных и принимаемых и общественностью и профессиональным сообществом. Не менее значимой в этой связи является задача разработки оценочных процедур. Вопросы проведения мониторинговых процедур обсуждались в рамках панельной дискуссии Сообщества операторов мониторинга. Ведущая дискуссии — Елена Петряева. В дистантном режиме была организована работа с членами сообщества операторов мониторинга из нескольких регионов страны.

Отчетность и мониторинги в общем образовании требуют серьезной оптимизации, считают участники дискуссии. Сегодня декларируется необходимость фиксации ключевых принципов организации отчетности и мониторинга: все данные предоставляются с уровня школы, все данные предоставляются школами в единое окно, контролирующие органы должны владеть данными, которые получаются из исходных данных конкретных школ путем агрегации данных, движение данных между информационными системами осуществляется путем шлюзования, развивать современные сервисы сбора, обработки и публикации данных, необходимо использовать отработанную технологию на платформе kpmo.ru. Принципиально важным является тот факт, что «мониторинг» должен показывать только перспективу, а его результаты не должны являться основанием для наказания, так как это инструмент не контроля, а оценки. Мониторинг задает перспективу развития региональной системы образования.

С другой стороны, необходимо развести оценку качества и контроль качества (оценка соответствия нормам – это процедура контрольная). Оценка – добровольна, контроль – обязателен. Контроль заканчивается либо поощрением, либо наказанием. Для оценки важна причина и рекомендации по результатам оценки. Система оценки качества образования – это, прежде всего, договор внутри профессионального сообщества, как институт, с помощью которого граждане получают информацию об условиях, процессе реализации образовательных программ и образовательных результатах.

С этой точки зрения государственные органы контроля и надзора в сфере образования не могут дать оценку качества образования. Оценивать качество может только потребитель, то есть родитель и ребенок. И тогда лицензирование – контрольная процедура, а аккредитация должна стать оценочной процедурой. Ключевая идея заключается в определении формулы региональной системы оценки качества образования, элементы которой не содержат противоречий законам Российской Федерации, актуализированы на соответствие требованиям ФГОС, и в то же время должны представлять собой совместную договоренность профессионального сообщества и власти о принципах, инструментах, оценочных процедурах, границах компетенций всех субъектов образования.

В рамках детско-взрослых мероприятий свое видение участия общества в управлении образованием представили и самые заинтересованные участники образовательного процесса — школьники, представившие результаты соцопроса на тему: как разные социальные группы представляют образ школы будущего.

Для самых юных гостей и участников площадки, а также их родителей, организованы мастер-классы по квиллингу, творческие и научные лаборатории, консультации со специалистами в области права, психологические тренинги.

Наталья ЦЫРЕНДАШИЕВА, Диана ШАРИНА, аналитическая группа Республики Бурятия


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100