Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Главная > Cеминары и конференции> VI Байкальский образовательный форум> Дискуссионная площадка «Индивидуализация в образовании»

Дискуссионная площадка "Индивидуализация в образовании" (электронная образовательная среда, дистанционные образовательные технологии, инфраструктура опережающего развития, семейное образование и самообразование, тьюторское сопровождение, введение ФГОС дошкольного и общего образования)




3 июля 2014 года в Улан-Удэ в рамках VI Байкальского образовательного форума «Ребенок в пространстве будущего» состоялась работа открытой дискуссионной и презентационной площадки «Индивидуализация в образовании».

Ведущей идеей работы площадки является создание различных практик в проявлении индивидуальных особенностей, инициатив и права выбора интересных, новых, привлекательных деятельностей в культуроосвоении и культуросозидании, создание успешных социальных ситуаций развития детей от дошкольного до юношеского возраста, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка в условиях семьи и образовательного учреждения.

Работа площадки была условно разделена на несколько секторов: семейное воспитание, дошкольное образование, основное общее образование, электронная образовательная среда, дополнительное образование детей. Работа во всех секторах началась одновременно. Всем участникам, гостям и просто прохожим была предоставлена возможность принять активное участие в любой предложенной деятельности, которая была организована педагогами дошкольных, общеобразовательных организаций, учреждений дополнительного образования детей, учителями клуба молодых педагогов и ассоциации учителей музыки.

Ценности семейного воспитания, представленные в первом секторе, в формировании семейной и личностной культуры, которая закладывается с ранних лет в семье. Приобщение к историческим корням, традициям, национальной культуре, возможностям воспитательного взаимодействия заложены в самой природе отношения родителей к детям. Эта идея была представлена в деятельностном формате в рамках работы открытой дискуссионной площадки.

«Нестандартный стандарт» для дошкольников переносит центр тяжести с требований к результатам освоения программы на требования к условиям ее реализации, к умению создавать успешные социальные ситуации развития, обеспечивающие достижение целевых ориентиров дошкольного детства. Работа с детьми в мастерской, посвященной дошкольному образованию, была направлена на обеспечение условий и организацию специфических детских видов деятельности, направленных на развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка, поддержку ребенка и свободного выбора интересного для себя дела.

Насыщенная, интересная работа состоялась в секторе основного общего образования, выбор различных деятельностей, работа над проектом «Мир, который нужен мне», решение метапредметной задачи, моделирование итоговой аттестации в событийном формате. По отзывам учащихся, работа в электронной образовательной среде, в подгрупповых формах организации, повышает интерес и имеет большие возможности во взаимодействии друг с другом, повышает коммуникативную компетентность.

«Учение в действии», главный принцип которого «учимся, делая и творя», отмечен как самый эффективный механизм повышения интереса к учению и продуктивному взаимодействию. По окончании работ в секторов представлены довольно разнообразные продукты деятельности детей: созданный дошкольниками мультфильм «Как Баир друзей нашел», симфония «Мир, который нужен мне», результаты образовательного события для подростков «Моделирование итоговой аттестации в 9 классе в событийном формате», множество поделок и украшений, созданных руками детей.

Между участниками Форума и приглашенными экспертами прошла дискуссия по проблеме коллективного и индивидуального обучения. По ходу дискуссии определились как сторонники коллективного, так и индивидуального образования. Алексей Воронцов, эксперт Института проблем образовательной политики «Эврика» подчеркнул, что сейчас в системе отечественного образования сложилась уникальная ситуация, когда ребенок может сам делать выбор - как ему продолжать учиться. При этом, безусловно, будущее образования за индивидуальным обучением, позволяющим учитывать все особенности и способности ребенка. Кроме того, эксперт подчеркнул, что на самом деле индивидуализация обучения делает его даже более коллективным, чем коллективное обучение сейчас.

Дискуссии развернулись и по целому ряду других вопросов:

  • Насколько новый Стандарт будет интересен ребенку?
  • Какие возможности может предоставить новый Стандарт «обычному» образовательному учреждению?
  • В чем главная ценность введения федеральных государственных образовательных стандартов для родителей и детей?
  • Что дает Стандарт для совместной деятельности родителей и детей?
  • Каким образом родители могут понять, насколько умело и правильно ребенок применяет полученные именно в школе результаты образования в реальной повседневной жизни?

В рамках открытой дискуссионной площадки состоялось консультирование граждан по интересующим их вопросам, касающимся развития системы образования. Алексей Воронцов, отвечая на вопросы, акцентировал внимание на том, что федеральные государственные образовательные стандарты дают колоссальные возможности, в первую очередь, право выбора детям, в том числе разных форматов получения образования, но готовы ли дети к этому выбору и могут ли педагоги предоставить этот выбор, стать навигатором, тьютором, партнером? Стандарт, как отметил эксперт, сделан «навырост», только «встает на крыло». Сейчас переходный период и сложно создать сразу все условия для реализации всех требований ФГОС.

Дандар ДОРЖИЕВ, Галина МАЛАХОВА, аналитическая группа Республики Бурятия



система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100