Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Главная > Cеминары и конференции> VI Байкальский образовательный форум> Дискуссионная площадка "Новые финансово-экономические механизмы в образовании"

Дискуссионная площадка "Новые финансово-экономические механизмы в образовании" (эффективный контракт в общем и дошкольном образовании, нормирование труда учителя, муниципальное задание, образовательные округа, сетевые программы)




3 июля 2014 года в Улан-Удэ в рамках VI Байкальского образовательного форума «Ребенок в пространстве будущего» состоялась работа открытой дискуссионной и презентационной площадки «Новые финансово – экономические механизмы в образовании».

Работу дискуссионной площадки открыл Александр Адамский, научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика». Эксперт отметил, что VI Байкальский образовательный форум проходит по-новому: в его рамках работает 8 открытых площадок, куда приглашаются все желающие: родители, дети, педагоги - все, кому небезразлична судьба российского образования. Площадка «Новые финансово – экономические механизмы в образовании» самая ответственная, так как касается финансирования образования, цель ее работы – усилить общественные притязания относительно вопросов финансирования образования, перевести диалог о деньгах с ведомственного уровня на государственно-общественный.

Алдар Дамдинов, министр образования и науки Республики Бурятия в своем приветственном слове отметил, что VI Байкальский образовательный форум «Ребенок в пространстве будущего» призывает широкую общественность к открытому диалогу: «Мы вышли на улицы города, чтобы получить обратную связь от потребителей образовательных услуг, мы ждем предложений об интересных проектах, программах, развивающих систему образования Бурятии». Алдар Дамдинов также отметил, что взрослые ответственны за будущее детей, поэтому должны сделать все, чтобы это будущее было для них перспективным, наполненным значимыми событиями как для самого ребенка, так и для его семьи.

В рамках работы площадки организована деятельность нескольких проектно-дискуссионных групп. На дискуссионной группе «Эффективный контракт: как повысить зарплату учителю?» предстояло обсудить вопросы: «Как родители могут участвовать в оценивании деятельности учителя?», «Эффективный учитель: какой он?» «Каким должно быть оптимальное распределение ФОТ на гарантированную и стимулирующую части в заработной плате учителя?» Участники дискуссии пришли к выводу о том, что необходимо менять сегодняшнюю методику начисления заработной платы учителю, так как она не позволяет перейти к внедрению эффективного контракта в школе. Если она останется прежней, в школе будет невозможно удержать молодого или высококвалифицированного учителя, так как нынешняя методика не предусматривает дополнительных выплат в базовой части, не прописаны все виды работ учителя в стимулирующей части фонда оплаты труда.

Оживленная дискуссия развернулась в ходе работы группы «Социальный заказ современной школе: каким он должен быть?». Участники дискуссии отметили, что социальный заказ образовательному учреждению складывается из следующих компонентов:

  • государственного заказа (определяется нормативными документами, в первую очередь, федеральным государственным образовательным стандартом);
  • потребностей обучающихся (выявляются по результатам опросов, анкетирования и экспертных оценок педагогов);
  • ожиданий родителей (определяются в ходе бесед, социологических исследований, анкетирования);
  • профессионально – педагогических потребностей педагогов (выявляются в процессе публичного обсуждения школьных проблем);
  • требований и ожиданий учреждений профессионального образования и работодателей.

В ходе социального опроса, проведенного организаторами группы среди прохожих, участников Форума, были выявлены ожидания родителей учащихся от полученного образования: возможность получения ребенком качественного образования, качественная подготовка к поступлению в организации высшего и среднего профессионального образования, удовлетворение интересов детей, развитие их разносторонних способностей, создание комфортной среды, сохранение и укрепление здоровья детей.

Проектная группа «Новые экономические механизмы финансирования образовательного учреждения» познакомила участников Форума с понятием «эндаумент-фонды» (фонды целевого капитала). Организаторы площадки говорили о том, что сегодня любой школе необходимо сотрудничать с бизнес-структурами, создавать свои «эндаумент-фонды». В дискуссии принял участие представитель бизнеса – Андрей Дугаров, генеральный директор ООО «Дали», учредитель РОО многодетных семей «Дари». Он поддержал мысль руководящих работников СОШ №9 г.Улан-Удэ о том, что необходимо более широкое участие бизнеса в поддержке и раззвитии образования. Бизнесмен отметил, что именно фонды развития могут создавать организационную основу для инвестирования школ, так как они дают принципиально иной инструмент поддержки, основанный на регулярности, добровольности, небезразличном отношении к школе каждого гражданина. Участники группы пришли к выводу о том, что искренность, понятность причин вложения ресурсов, должны помочь школе найти общий язык с теми, кто пожелает выделить средства для школы.

Организаторы проектной группы «Частная школа: какая она?» проводили социальный опрос среди прохожих и участников форума о том, нужна ли частная школа в Республике Бурятия?. В ходе опроса было выявлено следующее: большинство респондентов ответили, что частные школы нужны, многие родители хотели бы отдать своих детей в такие школы. Лишь небольшая часть населения ответила, что не желает платить за образовательные услуги, поэтому частные школы не нужны. Участники площадки также обсуждали вопросы, касающиеся деятельности частных школ: их цели, слагаемые доходов, их плюсы и минусы.

В интерактивном событии «Калькулятор зарплаты учителя и воспитателя» прохожие, родители, учителя могли самостоятельно с помощью специальной программы рассчитать себе заработную плату с учетом компенсационных выплат, выплат базовой и стимулирующей частей. Участник «заключал» контракт с директором одной из трех типов школ (общеобразовательной, с углубленным изучением предметов, лицеем или гимназией). Суть игры заключалась в том, что каждый желающий мог обсудить с «директором школы» дополнительные условия контракта за разные услуги и понять, из чего складывается зарплата педагога.

Дети, главные участники Форума, не только демонстрировали свои таланты, но и обсуждали серьезные вопросы. В форме деловой игры «Дебаты» юные участники Форума обсудили следующие вопросы: «Должны ли ученики оценивать учителей?», «Чем выше зарплата учителя – тем качественнее образование?», «Могут ли родители объективно оценить работу учителя?». В ходе дебатов дети отметили сложность решаемых проблем, пришли к выводу о том, что когда ученики задумываются над такими вопросами, они учатся быть ответственными, начинают понимать учителя, в итоге отношения между учителем и учениками улучшаются, что обязательно приводит к повышению качества образования.

Лариса ГАРМАЖАПОВА, Наргиз АЛИЕВА, аналитическая группа Республики Бурятия


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100