Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Презентация ООП ДО. Детский сад "Дашенька" 
Презентация ООП ДО. Детский сад "Медвежонок" 
Презентация ООП НОО 
Презентация ООП ООО 

Подведение итогов семинара.




16 сентября 2014 года в Улан-Удэ в рамках семинара «Моделирование общественной экспертизы основных образовательных программ дошкольного и общего образования» состоялось представление ООП авторами и предъявление группами результатов экспертизы.

Проект основной образовательной программы дошкольного образования представили Оюна Сандакова и Евгения Дорофеева, представители МАДОУ «Детский сад №111 «Дашенька» г.Улан-Удэ.

Программа ориентирована на целостное развитие ребенка: способности освоения ребенком позиции субъекта в детских видах деятельности, где главное - умение педагога действовать не по сценарному плану, а умение проектировать ситуации свободного действия. Условиями освоения детьми позиции субъекта разнообразных видов деятельности являются: предоставление ребенку свободы выбора; создание детско-взрослого сообщества; конструирование педагогического процесса с упором на интеграцию образовательных областей, разных видов детской деятельности и комплексно-тематическое планирование событий в детско-взрослом сообществе; предметно-пространственная среда.

Цели и задачи программы: создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

Также свой проект «Сценирование образовательной деятельности для детей дошкольного возраста» представила Татьяна Митрофанова, директор МАОУ СОШ №32 г.Улан-Удэ. Целью ООП является повышение качества дошкольного образования, универсализация образовательного процесса, обеспечение условий для индивидуального развития всех воспитанников. Программа направлена на создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства; на сохранение и укрепление здоровья воспитанников; на развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование; на всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями; на формирование основ базовой культуры личности; на формирование компетенций воспитанника.

Сценирование – проектирование детьми и взрослыми среды развития, где могут появляться различные виды деятельности. В ходе проигрывания сценария дети действуют с игровым воображаемым объектом или реальной ситуацией «здесь и сейчас». Оценивается результативность как дошкольника, так и воспитателя, система мониторинга разделена на информационные блоки, которые оцениваются по своим параметрам.

Комментируя условное голосование участников семинара за представленные проекты, Роман Селюков отметил, что любое оценочное действие является болезненным, потому как в этом смысле любая общественность «болеет» за своих детей, имея право высказаться по актуальным вопросам. Здесь ценна позиция родителей: что они чувствуют, что про это понимают из представленных презентаций, а что нет. Реагируя на эти замечания, из зала были заданы вопросы, в частности, о необходимом профессиональном уровне воспитателей, о его соответствии требованиям программы. Поддерживая выступающих, Татьяна Будаева, начальник отдела дошкольного и общего образования Министерства образования и науки Республики Бурятия отметила, что ценность представленных программ в развитии самостоятельности ребенка как ключевой компетенции, которая должна развиваться с дошкольного уровня.

Юлия Сальникова, заместитель директора МБОУ «Гимназия № 14» г.Улан-Удэ, представила основную образовательную программу, определяющую содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направленную на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Для определения целей и задач коллективом была проведена рефлексия образовательной деятельности гимназии перед переходом на новые образовательные стандарты.Приоритетными для гимназии стали идеи развивающего обучения, целью которого являются, прежде всего, интересы личности. Одним из апробированных вариантов такого обучения является психолого-педагогическая система, разработанная академиком Л.В. Занковым, успешно внедряемая в гимназии с 1992 года, сначала в пилотном, а затем в масштабном режиме. Для минимизации рисков предусмотрены некоторые мероприятия:

  • повышение скорости доступа к сети Интернет за счет выделенного канала
  • постепенный переход на безотметочное обучение
  • разработка проекта «Начальная школа», переезд в новое здание, переход на одну смену обучения
  • переход в автономное учреждение, приобретение возможности введения дополнительных образовательных платных услуг.

Для реализации ООП необходимо создавать или иметь условия, поэтому обозначены кадровые условия (в том числе, прописаны позиции учителей и соответственно изменения в функциональных обязанностях), финансово-экономическое обеспечение ООП (в том числе, гарантированный объем финансовых средств на реализацию ФГОС начального общего образования в год в расчете на одного ученика), учебно-методическое и информационно-техническое обеспечение, имеющаяся материально-техническая база и перспективы её обновления. Также обозначены нормативно-правовые локальные акты, обеспечивающие правовое сопровождение реализации ФГОС НОО.

Для управления реализацией ООП уделено большое внимание мониторингу: результатов, условий, процессов, а также цены достижения результатов.

МАОУ СОШ №32 г.Улан-Удэ является школой-комплексом, в котором учреждение - образовательный округ, где функционируют дошкольное, начальное, основное, полное среднее (дуальное) образование. При такой организации четко отслеживаются сквозные результаты, развивающее обучение соответствует ФГОС на всех ступенях.

Особенностями проекта школы стали: создание локального сайта «ОКО», повышение компетентности родителей в вопросах ФГОС и в оценке качества образования, повышение уровня вовлеченности родителей в образовательный процесс, предоставление возможности экспертизы в онлайн–режиме, нацеленность на потребности родителей и учащихся. Активная родительская общественность готова совместно со школой проектировать новое содержание и результативность образовательного процесса. Школа является победителем Республиканского конкурса на присвоение статуса «Республиканская стажировочная площадка по развитию государственно-общественного управления образованием». Надежда Хараева, председатель Управляющего совета МАОУ СОШ №32, озвучила проблемные вопросы, возникающие в процессе общественной экспертизы, так, например, крайне необходима подготовка экспертов.

В завершение итогового блока семинара Наталья Цырендоржиева, заместитель МАОУ «Сотниковская СОШ», и Лариса Выдрина, заместитель директора МБОУ СОШ №47, представили ООП основного общего образования.

Цель представляемой ООП ООО МБОУ СОШ №47 – создать условия для формирования у подростка способности к осуществлению ответственного выбора собственной индивидуальной образовательной траектории через деятельностный принцип организации образования обучающихся. В данной программе предполагается разработка новой модели учебного плана, позволяющего чередовать урочные и внеурочные виды деятельности и введение в жизнь школы нелинейного расписания. Также предполагается обеспечение работы в электронной образовательной среде.

По мнению Ларисы Выдриной, программа разработана в соответствии с возрастными возможностями подросткового возраста, где ключевую роль играет формирование самооценки и создание условий для самораскрытия личности, предоставление возможности реализовать себя. В качестве метапредметных результатов представлено:

  • наличие контрольно-оценочной самостоятельности как основы учебной компетентности (индивидуализация контрольно-оценочных действий);
  • действие в «позиции взрослого» через умение организовывать работу в разновозрастной группе с младшими школьниками;
  • использование действия моделирования для опробования культурных предметных средств и способов действий в новых, нестандартных ситуациях;
  • освоение способов учебного проектирования через решение проектных задач как прообразов будущей проектной деятельности старших подростков;
  • освоение письменной дискуссии с одноклассниками как формы индивидуального участия младшего подростка в совместном поиске новых способов решения учебных задач и как средство работы с собственной точкой зрения;
  • освоение способов работы с культурными текстами, излагающими разные позиции по вопросам в той или иной области знания.

Отличительной чертой программы Сотниковской СОШ является то, что обеспечивается корреляция между качеством образовательных результатов, заявленных в ООП и критериями стимулирования педагогов. Одним из основных критериев стимулирования является реализация проектной деятельности в образовательном процессе.

Представленные программы прошли общественную экспертизу. По результатам проведенной оценки высказали свое мнение общественные управляющие:

Светлана Жигмитова, председатель Управляющего совета МАОУ «Петропавловская СОШ №1» отметила, что в проекте МБОУ СОШ №47 ресурсное обеспечение не отражено, в отличие от МАОУ «Сотниковская СОШ», которая предусматривает наличие психолога, логопеда и других специалистов. Также было высказано мнение, что если бы вместе с ООП был представлен хотя бы фрагмент рабочей программы, то объективность оценки возросла бы. Кроме этого необходимо в ООП отразить требования к уровню подготовки ребенка при поступлении в основную школу, а также способы вовлечения родителей в оценку и проектирование содержания образовательного процесса.

По мнению Валентины Суетиной, председателя Управляющего совета МАОУ СОШ №44 г.Улан-Удэ, экономиста «ИП Суетина», важно наличие перехода от начального общего образования к основному общему образованию. Необходимо конкретно отразить:

  • процедуру оценки результатов, в которую вовлекаются родители;
  • соотношение в учебном плане внеурочной и урочной деятельности, коллективной и индивидуальной работы;
  • какое место занимает домашнее задание в учебном планировании;
  • наличие и описание мест для проведения социальных проб.

Светлана Бубеева, председатель Управляющего совета МБОУ «Харганатская СОШ» Селенгинского района, глава МО СП «Нижнеубукунское» считает, что при проведении экспертизы на общественных управляющих ложится высокая ответственность за объективность проводимой оценки. При этом важно понимать, готова ли школа к подобной процедуре и готово ли общество давать адекватную оценку.

При соблюдении соотношения внеурочной и урочной деятельности возрастает роль ответственности педагогов дополнительного образования. И с точки зрения Светланы Бубеевой успешная школа диктует обществу новаторские идеи.

В итоге проведенной экспертизы представленные проекты были оценены на 67 баллов, что, по мнению общественных управляющих, является хорошим результатом, учитывая, что проекты не проходили еще апробацию.

Галина Фомицкая, ректор Бурятского республиканского института образовательной политики отметила актуальность проблемы разработки ООП и предложила представлявшим проекты – Юлии Сальниковой, Ларисе Выдриной и Наталье Цырендоржиевой принять участие в работе инновационных лабораторий Института, главным направлением деятельности которых будет именно разработка ООП всех ступеней образования.

Подводя итоги работы семинара, Алдар Дамдинов, министр образования и науки Республики Бурятия отметил проблему наличия большого разрыва между школами, которые начали движение в проектировании основных образовательных программ в соответствии с ФГОС ОО, и школами, которые находятся «на старте». Необходимо грамотное построение общественной экспертизы, следует развивать общественные институты, создавать условия и предусматривать процедуры, которые позволят вовлекать общественность в оценку качества образования.

Оюна УБОДОЕВА, Оюна ЦЫРЕНОВА, Эржени БУДАЕВА, аналитическая группа Республики Бурятия


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100