Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

группа 3. Показатели экспертизы основной образовательной программы основного общего образования. Модельная экспертиза ООП




16 сентября 2014 года в Улан-Удэ в рамках семинара «Моделирование общественной экспертизы основных образовательных программ дошкольного и общего образования» состоялась работа проектной группы «Показатели экспертизы основной образовательной программы основного общего образования. Модельная экспертиза ООП». Координаторы – Роман Селюков, первый заместитель директора Института проблем образовательной политики «Эврика» и Галина Фомицкая, ректор Бурятского республиканского института образовательной политики.

В работе группы приняли участие представители общественного управления образованием: Светлана Бубеева, председатель Управляющего совета МБОУ «Харганатская СОШ» Селенгинского района, глава МО СП «Нижнеубукунское»; Людмила Коновалова, председатель Управляющего совета МБОУ СОШ №1 г.Гусиноозерск Селенгинского района; Нина Цыремпилова, председатель Управляющего совета МАОУ «Сотниковская СОШ» Иволгинского района, главный бухгалтер ОАО «Улан-Удэнский промысловик»; Валентина Суетина, председатель Управляющего совета МАОУ СОШ №44 г. Улан-Удэ, экономист ИП Суетина; Марина Портнягина, член Управляющего совета МАОУ «Гусиноозерская гимназия» г.Гусиноозерск, доцент БГУ.

На обсуждение и общественную экспертизу были представлены проекты основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ №47 г.Улан-Удэ, которая в наступившем учебном году начинает свою апробацию в 5 классе, и МАОУ «Сотниковская СОШ» Иволгинского района.

Цель представляемой ООП ООО МБОУ СОШ №47 г.Улан-Удэ – создать условия для формирования у подростка способности к осуществлению ответственного выбора собственной индивидуальной образовательной траектории через деятельностный принцип организации образования обучающихся. В данной программе предполагается разработка новой модели учебного плана, позволяющего чередовать урочные и внеурочные виды деятельности и введение в жизнь школы нелинейного расписания. Также предполагается обеспечение работы в электронной образовательной среде.

По мнению, Ларисы Выдриной, заместителя директора МБОУ СОШ №47 г.Улан-Удэ, программа разработана в соответствии с возрастными возможностями подросткового возраста, где ключевую роль играет формирование самооценки и создание условий для самораскрытия личности, предоставление возможности реализовать себя. В качестве метапредметных результатов представлено:

  • наличие контрольно-оценочной самостоятельности как основы учебной компетентности (индивидуализация контрольно-оценочных действий);
  • действие в «позиции взрослого» через умение организовывать работу в разновозрастной группе с младшими школьниками;
  • использование действия моделирования для опробования культурных предметных средств и способов действий в новых, нестандартных ситуациях;
  • освоение способов учебного проектирования через решение проектных задач как прообразов будущей проектной деятельности старших подростков;
  • освоение письменной дискуссии с одноклассниками как формы индивидуального участия младшего подростка в совместном поиске новых способов решения учебных задач и как средство работы с собственной точкой зрения;
  • освоение способов работы с культурными текстами, излагающими разные позиции по вопросам в той или иной области знания.

Основные ключевые элементы ООП ООО были представлены Сотниковской СОШ Иволгинского района. Отличительной чертой программы является то, что обеспечивается корреляция между качеством образовательных результатов, заявленных в ООП и критериями стимулирования педагогов. Одним из основных критериев стимулирования является реализация проектной деятельности в образовательном процессе.

В ходе обсуждения проекта программы были заданы вопросы от представителей профессионального педагогического сообщества и общественных управляющих представившим ООП ООО Наталье Цырендоржиевой, заместителю директора МАОУ «Сотниковская СОШ», Ларисе Выдриной, заместителю директора МБОУ СОШ №47:

Что подразумевается под термином «Социальная практика»? - В школе в период летней смены организуется работа детей в «Академии успеха», где осуществляется неформальный подход к образованию, например, по заказу учащихся приглашаются различные специалисты для проведения проб в сайтостроении, в работе в компьютерных программах, проектной деятельности и так далее. Социальная практика реализуется обязательно в разновозрастной группе. В этом году дети разработали и реализовали проекты по модернизации приусадебного участка.

Роман Селюков к ответу на данный вопрос добавил, что социальная проба обязательно подразумевает деятельность, ребенок должен погрузить себя в профессию, должно произойти «расширение пространства».

Каким образом организуется межпредметное погружение? - Межпредметное погружение планируется в следующих областях: русский язык, литература, иностранный язык, а также биология, химия и физика. Преподаватели объединяются в творческие группы и создают проект с привлечением электронной образовательной среды, в которой аккумулируются результаты, возможно совместное обсуждение и так далее.

По мнению Романа Селюкова, межпредметное погружение подразумевает изучение одной науки в контексте с другой, например, перевод сонетов Шекспира на бурятский язык предполагает освоение широкого спектра понятий как трех языков, так и из области литературы.

В чем разница между межпредметным проектом и межпредметным погружением? - В данном случае одно может быть составляющим другого. Проект ориентируется на получение продукта, а погружение на некоторое пространство.

В чем состоит уникальность представленной программы? - Уникальность состоит в том, что мы отходим от традиционной формы обучения, хотим соблюсти возрастные нормы, принципы индивидуализации учебной деятельности.

Каковы ваши риски реализации данной программы? - В качестве рисков мы выделяем следующее: несмотря на желание готовность коллектива может быть неполной; возможно отсутствие преемственности начальной школы и основной школы; финансовые риски, на начальном этапе реализации программы распределение стимулирующей части покроет финансовые расходы, а в дальнейшем следует пересмотреть финансирование; доля участия родителей ещё не ясна, хотя мы понимаем, что нужно повышать роль участия общественности в жизни школы.

Каким образом будет производиться мониторинг индивидуальных достижений ученика? - Средствами электронной образовательной среды, все достижения учащихся фиксируются в электронном портфолио.

Оюна ЦЫРЕНОВА, Екатерина НОВОКРЕЩЕННЫХ, аналитическая группа Республики Бурятия


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100