16 сентября 2014 года в Улан-Удэ в рамках семинара «Моделирование общественной
экспертизы основных образовательных программ дошкольного и общего образования» состоялась работа проектной группы «Показатели
экспертизы основной образовательной программы основного общего образования. Модельная экспертиза ООП». Координаторы –
Роман Селюков, первый заместитель директора Института проблем образовательной политики «Эврика» и Галина Фомицкая,
ректор Бурятского республиканского института образовательной политики.
В работе группы приняли участие представители общественного управления образованием: Светлана Бубеева, председатель Управляющего
совета МБОУ «Харганатская СОШ» Селенгинского района, глава МО СП «Нижнеубукунское»; Людмила Коновалова,
председатель Управляющего совета МБОУ СОШ №1 г.Гусиноозерск Селенгинского района; Нина Цыремпилова, председатель Управляющего
совета МАОУ «Сотниковская СОШ» Иволгинского района, главный бухгалтер ОАО «Улан-Удэнский промысловик»;
Валентина Суетина, председатель Управляющего совета МАОУ СОШ №44 г. Улан-Удэ, экономист ИП Суетина; Марина Портнягина,
член Управляющего совета МАОУ «Гусиноозерская гимназия» г.Гусиноозерск, доцент БГУ.
На обсуждение и общественную экспертизу были представлены проекты основной образовательной программы основного общего образования
МБОУ СОШ №47 г.Улан-Удэ, которая в наступившем учебном году начинает свою апробацию в 5 классе, и МАОУ «Сотниковская
СОШ» Иволгинского района.
Цель представляемой ООП ООО МБОУ СОШ №47 г.Улан-Удэ – создать условия для формирования у подростка способности
к осуществлению ответственного выбора собственной индивидуальной образовательной траектории через деятельностный принцип организации
образования обучающихся. В данной программе предполагается разработка новой модели учебного плана, позволяющего чередовать
урочные и внеурочные виды деятельности и введение в жизнь школы нелинейного расписания. Также предполагается обеспечение работы
в электронной образовательной среде.
По мнению, Ларисы Выдриной, заместителя директора МБОУ СОШ №47 г.Улан-Удэ, программа разработана в соответствии с возрастными
возможностями подросткового возраста, где ключевую роль играет формирование самооценки и создание условий для самораскрытия
личности, предоставление возможности реализовать себя. В качестве метапредметных результатов представлено:
- наличие контрольно-оценочной самостоятельности как основы учебной компетентности
(индивидуализация контрольно-оценочных действий);
- действие в «позиции взрослого» через умение организовывать работу в
разновозрастной группе с младшими школьниками;
- использование действия моделирования для опробования культурных предметных средств
и способов действий в новых, нестандартных ситуациях;
- освоение способов учебного проектирования через решение проектных задач как прообразов
будущей проектной деятельности старших подростков;
- освоение письменной дискуссии с одноклассниками как формы индивидуального участия
младшего подростка в совместном поиске новых способов решения учебных задач и как средство работы с собственной точкой зрения;
- освоение способов работы с культурными текстами, излагающими разные позиции по
вопросам в той или иной области знания.
Основные ключевые элементы ООП ООО были представлены Сотниковской СОШ Иволгинского района. Отличительной чертой программы
является то, что обеспечивается корреляция между качеством образовательных результатов, заявленных в ООП и критериями стимулирования
педагогов. Одним из основных критериев стимулирования является реализация проектной деятельности в образовательном процессе.
В ходе обсуждения проекта программы были заданы вопросы от представителей профессионального педагогического сообщества и общественных
управляющих представившим ООП ООО Наталье Цырендоржиевой, заместителю директора МАОУ «Сотниковская СОШ», Ларисе
Выдриной, заместителю директора МБОУ СОШ №47:
Что подразумевается под термином «Социальная практика»? - В школе в период летней смены организуется работа детей
в «Академии успеха», где осуществляется неформальный подход к образованию, например, по заказу учащихся приглашаются
различные специалисты для проведения проб в сайтостроении, в работе в компьютерных программах, проектной деятельности и так
далее. Социальная практика реализуется обязательно в разновозрастной группе. В этом году дети разработали и реализовали проекты
по модернизации приусадебного участка.
Роман Селюков к ответу на данный вопрос добавил, что социальная проба обязательно подразумевает деятельность, ребенок должен
погрузить себя в профессию, должно произойти «расширение пространства».
Каким образом организуется межпредметное погружение? - Межпредметное погружение планируется в следующих областях: русский
язык, литература, иностранный язык, а также биология, химия и физика. Преподаватели объединяются в творческие группы и создают
проект с привлечением электронной образовательной среды, в которой аккумулируются результаты, возможно совместное обсуждение
и так далее.
По мнению Романа Селюкова, межпредметное погружение подразумевает изучение одной науки в контексте с другой, например, перевод
сонетов Шекспира на бурятский язык предполагает освоение широкого спектра понятий как трех языков, так и из области литературы.
В чем разница между межпредметным проектом и межпредметным погружением? - В данном случае одно может быть составляющим другого.
Проект ориентируется на получение продукта, а погружение на некоторое пространство.
В чем состоит уникальность представленной программы? - Уникальность состоит в том, что мы отходим от традиционной формы обучения,
хотим соблюсти возрастные нормы, принципы индивидуализации учебной деятельности.
Каковы ваши риски реализации данной программы? - В качестве рисков мы выделяем следующее: несмотря на желание готовность коллектива
может быть неполной; возможно отсутствие преемственности начальной школы и основной школы; финансовые риски, на начальном
этапе реализации программы распределение стимулирующей части покроет финансовые расходы, а в дальнейшем следует пересмотреть
финансирование; доля участия родителей ещё не ясна, хотя мы понимаем, что нужно повышать роль участия общественности в жизни
школы.
Каким образом будет производиться мониторинг индивидуальных достижений ученика? - Средствами электронной образовательной среды,
все достижения учащихся фиксируются в электронном портфолио.
Оюна ЦЫРЕНОВА, Екатерина НОВОКРЕЩЕННЫХ, аналитическая группа Республики Бурятия
|