Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Лекция 2. Экспертиза основной образовательной программы дошкольного образования. Представление вариантов экспертных листов

Н.М. Шадрина, заместитель директора АНО «Институт проблем образовательной политики «Эврика», Г.И.Малахова, заведующая кафедрой развития образовательных систем БРИОП




16 сентября 2014 года в Улан-Удэ в рамках проектно-экспертного семинара «Моделирование общественной экспертизы основных образовательных программ дошкольного и общего образования» с докладом «Экспертиза основной образовательной программы дошкольного образования. Представление вариантов экспертных листов» выступила Наталья Шадрина, заместитель директора Института проблем образовательной политики «Эврика».

Натальей Шадриной было отмечено, что основная образовательная программа образовательной организации должна соответствовать нормативным основам, требованиям федерального государственного образовательного стандарта, нормативно-правовым документам, регламентирующим участие в экспертизе программ общественными представителями.

Особое внимание было обращено на то, что ФГОС ДО предъявляет требования к структуре ООП, основанием которой является концепция культурно-исторического развития личности ребенка, системно – деятельностный, личностно-ориентированный подходы. Интерес дошкольного сообщества вызвала экспертная карта оценки основной образовательной программы детского сада, которую можно использовать для самоанализа, или оценки внешнего наблюдателя в целях мониторинга и корректировки программ.

Эксперт акцентировала внимание на том, что стандарт для дошкольников является, прежде всего, «стандартом условий», оценка соответствия деятельности детского сада требованиям стандарта происходит на основе экспертизы условий, но никак не результатов, представленных в виде целевых ориентиров. Мониторинг детских достижений проводится с целью оптимизации образовательной деятельности, разработки индивидуальных образовательных программ, карт наблюдений, так как оценке подлежат все пять групп требований к условиям реализации программы.

Цели основной образовательной программы должны отражать не только цели ФГОС, но и цели, задачи и основные направления деятельности самой дошкольной образовательной организации. Основная образовательная программа должна быть рабочей, к ее реализации должна активно привлекаться общественность. Основное требование к качеству ДОО: создание образовательной среды, в которой ребенок может иметь право выбора деятельности. Образовательная деятельность с детьми может быть реализована в течение дня в различных вариативных формах. К сожалению, у педагогов присутствует «внутренний страх ограничений», не все педагоги могут развернуть ситуацию в пользу детской инициативы.

Большую трудность представляет проектирование образовательной среды, совместное планирование дня с детьми, предоставление времени для творческого самовыражения ребенка, соблюдение баланса между организованной и самостоятельной деятельностью ребенка, свободной игрой. Рамочное, «плавающее» планирование может реально изменить ситуацию, даст возможность «подхватить» детские инициативы, создать мотивацию, при разумном соблюдении баланса в деятельности, инициируемой воспитывающими взрослыми и детьми.

Неотъемлемой частью программы должно стать описание:

  • психолого-педагогических условий;
  • типа взаимодействия взрослых с воспитанниками;
  • кадровые, материальные и финансовые ресурсы.

Галина МАЛАХОВА, Раиса КАРПОВА, аналитическая группа Республики Бурятия


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100