16 сентября 2014 года в Улан-Удэ
в рамках проектно-экспертного семинара «Моделирование общественной экспертизы основных образовательных программ дошкольного
и общего образования» с докладом «Экспертиза основной образовательной программы основного общего образования. Представление
вариантов экспертных листов» выступил Роман Селюков, первый заместитель директора Института проблем образовательной политики
«Эврика».
Подростковая школа соотносится с дошкольным детством, где есть свобода и пространство для действий ребенка. Учебная деятельность
не является ведущей, в дошкольном детстве преобладает игровая. В подростковой школе можно выделить 3 вида деятельности:
- 5-6 классы связаны с учебной деятельностью;
- к 7 классу ведущая деятельность - самоидентификация;
- деятельность по собственному замыслу.
Отсюда следует, что программа должна показать, каким образом все эти виды деятельности будут организованы в школе. Результатом
для уровня 5-6 класса на базе самооценки и самоконтроля будет являться умение ребенка ставить самому себе задачи и моделировать
для себя различные способы деятельности.
Самоидентификация как ведущая деятельность - потребность соотнести самого себя с другими детьми, взрослыми, профессионалами.
В это время ребенок нуждается в том, чтобы понять, кто он по сравнению с другими. В связи с этим встает вопрос - каким способом
обеспечить самоидентификацию ребенка в школе? Для ребенка важно осознавать свой прирост в соотношении с другими детьми.Если
этого не произойдет в школе, то возникает вероятность самоидентификации ребенка на улице. В ООП ООО формируются форматы
для работы разновозрастных групп, встреч и организации совместной деятельности с различными взрослыми в культурной форме.
Деятельность по собственному замыслу наиболее ярко проявляется в 8-9 классе. Характеристики деятельности по собственному замыслу:
- сам инициирует;
- решает значимую для него проблему.
В школе должно быть место для реализации такого вида деятельности, что должно отражаться в расписании, в тематическом планировании
учителя.
Необходимо решить при проектировании таких видов деятельности:
- может ли быть иное тематическое планирование,
- позволяют ли технологии учителя каждому ребенку решать свою задачу.
Очень важное место в ООП занимает проектная деятельность ребенка, которая характерна тем, что сам ребенок инициирует эту деятельность
и решает те задачи, которые ему интересны.
Интегральным результатом в подростковой школе является способность ребенка к ответственному выбору в разных ситуациях. И задача
педагога состоит в том, чтобы обеспечить ребенка разными ситуациями, практиками, давать возможность пробовать себя в разных
делах. Среда сама должна давать образование ребенку. Ребенок, находясь в различных пространствах, должен научиться определять
их структурированность и уметь их структурировать. Контроль собственных инструментов позволяет оценить результаты. Как правило,
итоговая аттестация может дополниться событием, в котором ребенок может определиться с выбором.
Блок эффективности здесь зависит от затрат и результативности. Важно, чтобы пространство в школе обживалось самими детьми
и чтобы школа давала детям право на выбор. В соответствии с ФГОС, урочная и внеурочная деятельность может достигать соотношений
70/30 или 60/40. В этом случае оценка труда педагога напрямую зависит от эффективности образования. Результативность ООП ООО
связана именно с этими тремя видами деятельности, которые нужно фиксировать в экспертном листе.
Наргиз АЛИЕВА, Эржени БУДАЕВА, аналитическая группа Республики Бурятия
|