Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Лекция 1. Экспертиза основной образовательной программы основного общего образования. Представление вариантов экспертных листов.

Р.В. Селюков, первый заместитель директора АНО «Институт проблем образовательной политики «Эврика», Г.Н.Фомицкая, ректор Бурятского республиканского института образовательной политики




16 сентября 2014 года в Улан-Удэ в рамках проектно-экспертного семинара «Моделирование общественной экспертизы основных образовательных программ дошкольного и общего образования» с докладом «Экспертиза основной образовательной программы основного общего образования. Представление вариантов экспертных листов» выступил Роман Селюков, первый заместитель директора Института проблем образовательной политики «Эврика».

Подростковая школа соотносится с дошкольным детством, где есть свобода и пространство для действий ребенка. Учебная деятельность не является ведущей, в дошкольном детстве преобладает игровая. В подростковой школе можно выделить 3 вида деятельности:

  1. 5-6 классы связаны с учебной деятельностью;
  2. к 7 классу ведущая деятельность - самоидентификация;
  3. деятельность по собственному замыслу.

Отсюда следует, что программа должна показать, каким образом все эти виды деятельности будут организованы в школе. Результатом для уровня 5-6 класса на базе самооценки и самоконтроля будет являться умение ребенка ставить самому себе задачи и моделировать для себя различные способы деятельности.

Самоидентификация как ведущая деятельность - потребность соотнести самого себя с другими детьми, взрослыми, профессионалами. В это время ребенок нуждается в том, чтобы понять, кто он по сравнению с другими. В связи с этим встает вопрос - каким способом обеспечить самоидентификацию ребенка в школе? Для ребенка важно осознавать свой прирост в соотношении с другими детьми.Если этого не произойдет в школе, то возникает вероятность самоидентификации ребенка на улице. В ООП ООО формируются форматы для работы разновозрастных групп, встреч и организации совместной деятельности с различными взрослыми в культурной форме.

Деятельность по собственному замыслу наиболее ярко проявляется в 8-9 классе. Характеристики деятельности по собственному замыслу:

  • сам инициирует;
  • решает значимую для него проблему.

В школе должно быть место для реализации такого вида деятельности, что должно отражаться в расписании, в тематическом планировании учителя.

Необходимо решить при проектировании таких видов деятельности:

  • может ли быть иное тематическое планирование,
  • позволяют ли технологии учителя каждому ребенку решать свою задачу.

Очень важное место в ООП занимает проектная деятельность ребенка, которая характерна тем, что сам ребенок инициирует эту деятельность и решает те задачи, которые ему интересны.

Интегральным результатом в подростковой школе является способность ребенка к ответственному выбору в разных ситуациях. И задача педагога состоит в том, чтобы обеспечить ребенка разными ситуациями, практиками, давать возможность пробовать себя в разных делах. Среда сама должна давать образование ребенку. Ребенок, находясь в различных пространствах, должен научиться определять их структурированность и уметь их структурировать. Контроль собственных инструментов позволяет оценить результаты. Как правило, итоговая аттестация может дополниться событием, в котором ребенок может определиться с выбором.

Блок эффективности здесь зависит от затрат и результативности. Важно, чтобы пространство в школе обживалось самими детьми и чтобы школа давала детям право на выбор. В соответствии с ФГОС, урочная и внеурочная деятельность может достигать соотношений 70/30 или 60/40. В этом случае оценка труда педагога напрямую зависит от эффективности образования. Результативность ООП ООО связана именно с этими тремя видами деятельности, которые нужно фиксировать в экспертном листе.

Наргиз АЛИЕВА, Эржени БУДАЕВА, аналитическая группа Республики Бурятия


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100