Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Презентация к докладу Татьяны Морозовой 

Лекция «Подходы к реализации ФГОС ДО в дошкольных организациях», Т.В. Морозова




20 мая 2014 года в Москве в рамках установочного семинара курсов повышения квалификации «Управление проектами по вопросам введения ФГОС дошкольного и общего образования и проектирование основной образовательной программы образовательных организаций» в Троицком и Новомосковском окружном управлении образования Департамента образования г. Москва с докладом «Подходы к реализации ФГОС ДО в дошкольных организациях» выступила Татьяна Морозова, эксперт Института проблем образовательной политики «Эврика».

Татьяна Морозова отметила, что становление дошкольного образования в качестве самостоятельного уровня образования само по себе бросает серьёзный вызов профессиональному сообществу в осмыслении всего комплекса требований (к образовательным результатам, к основным образовательным программам, к условиям), которые необходимо установить в рамках федерального государственного образовательного стандарта.

Стандартизация образовательных результатов на уровне дошкольного образования насколько соблазнительна, настолько и опасна: прямое оценивание ребенка в этом возрасте, сравнение с нормами, шаблонами лишает ребенка права на индивидуальный темп и траекторию развития. Основное возрастное новообразование – игровая деятельность ребенка – в ситуации внешнего оценивания имеет риск к блокированию развития или искаженного формирования. В связи с этим, требования к образовательным результатам детей на уровне дошкольного образования должны быть зафиксированы в виде целевых ориентиров, которые не являются основанием для оценивания (а тем более контроля) детей.

На передний план осмысления и разработки в рамках ФГОС дошкольного образования выдвигаются требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Эти требования определяют и технологию работы педагогических работников в дошкольных образовательных организациях, и подходы к формированию реестра услуг дошкольного образования, дошкольного присмотра и ухода, а также подходы к определению структуры и величины норматива финансирования услуги дошкольного образования. Эти требования определяют вектор развития материально-технической среды, в которой получает дошкольное образование ребенок.

Нормативно-подушевое финансирование дошкольного образования должно выстраиваться на подходе, обеспечивающем уход от часовой логики формирования образовательной программы с группой воспитанников в дошкольной образовательной организации. В основе определения величины норматива финансирования услуги дошкольного образования в части, обеспечивающей выплату заработной платы работников образовательной организации, должны лежать: величина средней зарплаты в общем образовании региона, величина, выражающая рост минимального размера оплаты труда в регионе от года к году, а также коэффициенты, задающие содержательные требования к организации образовательного процесса. Среди обязательных коэффициентов необходимо выделить: соотношение количества педагогических работников и детей, соотношение фонда оплаты труда педагогических работников и фонда оплаты труда прочих работников образовательной организации, соотношение стимулирующей и базовой частей фонда оплаты труда педагогических работников. Помимо этого должны быть разработаны и приняты учредителями дошкольного образовательного учреждения нормативы финансирования учебных расходов на реализацию основной образовательной программы дошкольного образования, а также нормативы финансирования содержания имущества дошкольной образовательной организации.

В рамках реализации «дорожных карт» изменений в сфере образования и науки, модернизация дошкольного образования должна обеспечить снижение и полную ликвидацию к 2016 году очерёдности на получение дошкольного образования. Решение этой задачи в субъектах Российской Федерации должно в большей степени выстраиваться через обеспечение преференций для выхода на рынок услуг дошкольного образования негосударственного сектора. Механизмы финансовой компенсации гражданам неполучения услуги дошкольного образования в муниципальном дошкольном образовательном учреждении, введение ваучерных моделей финансирования образовательных организаций, реализующих программы дошкольного образования, снижение избыточных требований СанПИН, обеспечения пожарной безопасности – все эти меры позволят не только активизировать негосударственный сектор в дошкольном образовании, но и обеспечат высокую долю инвестирования со стороны бизнеса в строительство зданий и коммуникаций для обеспечения реализации услуг дошкольного образования. Введение эффективного контракта в дошкольном образовании должно обеспечить взаимосвязь показателей качества труда работников образовательной организации дошкольного образования с показателями качества услуг, оказываемых этой организацией при условии обеспечения средней зарплаты педагогических работников учреждений, реализующих программы дошкольного образования, на уровне не ниже средней зарплаты в общем образовании в соответствующем регионе. В связи с этим необходимо зафиксировать, что разработка показателей качества труда педагогических работников образовательных организаций, реализующих программы дошкольного образования, должна строиться на идеях оценки психолого-педагогических условий реализации основной образовательной программы образовательной организации. Оценка образовательных результатов воспитанников детских садов для обеспечения реализации в ДОУ модели эффективного контракта не требуется.

Иван Трифонов


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100