20 мая 2014 года в Москве в рамках установочного семинара курсов повышения квалификации «Управление проектами
по вопросам введения ФГОС дошкольного и общего образования и проектирование основной образовательной программы образовательных
организаций» в Троицком и Новомосковском окружном управлении образования Департамента образования г. Москва с докладом
«Новые финансово-экономические механизмы, обеспечивающие современное качество общего образования» выступил Роман
Селюков, первый заместитель директора Института проблем образовательной политики «Эврика».
Роман Селюков акцентировал внимание на том, что проблематика нормативов связана с тем, чтобы в настоящее время каждый руководитель
почувствовал уверенность, что средств, которые даются на реализацию программы будет достаточно. Если рассматривать норматив
как историю минимального обеспечения, то важно понимать, что представляет собой минимальный объем средств в расчете на одного
получателя услуги, который необходим, чтобы реализовать ООП.
Эксперт подчеркнул, что в основе расчета норматива лежит средняя заработная плата в регионе, которая является точкой отсчета.
Освещая принципы формирования норматива на ступени общего образования Роман Селюков представил коэффициенты, которые могут
быть применены:
- Изменение минимального размера оплаты труда;
- Ключевые соотношения фонда оплаты труда в структуре норматива ФОТ (базовая часть) и ФОТ (стимулирующая часть);
- Соотношение количества учителей и учащихся - 1/15 в городских школах и 1/8 для сельских школ;
- Соотношение ФОТ основного персонала и ФОТ прочего персонала – необходимо исходить из рекомендуемого соотношения
65/35;
- Отчисления во внебюджетные фонды.
Нормативы в школе должны быть дифференцированы в зависимости от задач школы. Самым дешевым становится норматив в начальной
школе. Ключевым вопросом становится понимание результата, так как в начальной школе ребенок должен стать субъектом коллективной
деятельности. Класс является главной единицей, который позволяет развиваться ребенку корректно. Соответственно, соотношение
учитель/ученик должно быть установлено 1/20.
В основной школе необходимо подготовить к ситуации осознанного выбора в обучении, поэтому в основной школе должна быть предоставлена
возможность выбора. Это предполагает деление детей на подгруппы в рамках любого предмета. Следовательно, соотношение учитель/ученик
меняется на 1/10.
Старшая школа предполагает реализацию индивидуальной образовательной программы. Необходимый штат - стандартный. Учитель старшей
школы не «урокодатель», а тьютор, поэтому и норматив значительно ниже, чем в основной школе.
При рассмотрении формирования норматива дополнительного образования Романом Селюковым была подчеркнута значимость «говорящих»
коэффициентов - интенсивность реализации конкретной программы. Эксперт высказал суждение о том, что если единицей финансирования
остается программа, то это приведет к исчезновению организаций дополнительного образования. Надо понять, в чем специфика дополнительного
образования и надо ли двигаться только по программам. Организация досуга детей может быть определённым видом работы в образовательной
организации, в соответствии с чем должны быть предложены другие коэффициенты расчета норматива (к примеру, количество детей,
проживающих в муниципалитете). Это означает, что не дети должны идти в организацию дополнительного образования детей, а педагог
должен прийти к нему на улицу и организовать культурные варианты деятельности.
Иван Трифонов
|