Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Секция «Введение ФГОС дошкольного образования: проблемы и перспективы»

24 апреля 2014 года в Белгороде в рамках круглого стола «Перспективы развития общего образования в Российской Федерации» с участием экспертно-профессионального сообщества и представителей Общероссийского общественного движения «НАРОДНЫЙ ФРОНТ «ЗА РОССИЮ» состоялась работа секции «Введение ФГОС дошкольного образования: проблемы и перспективы».

Целью круглого стала – стало выявление положительных практик в субъектах Российской Федерации по введению ФГОС дошкольного образования и формирование подходов к развитию общего образования в Российской Федерации.

В ходе обсуждения участниками круглого стола обозначены следующие проблемы:

Система дошкольного образования в Российской Федерации испытывает кризисные явления, связанные с массовым сокращением сети дошкольных учреждений в прошлом веке, износом инфраструктуры действующих образовательных учреждений, с одной стороны, и улучшением демографической ситуации, либерализацией требований санитарных норм и правил в настоящее время, с другой стороны.

Предлагаемые ранее подходы развития системы дошкольного образования не опирались на научно выверенную стратегию модернизации дошкольного образования, которая связывала бы воедино его социальные, организационные, финансово-экономические, психолого-педагогические и другие приоритеты, определяя продуманную программу действий на исторически обозримый срок.

Расширяющийся рынок образовательных продуктов и услуг формировался стихийно – зачастую в рамках ситуативной конъюнктуры, безотносительно к реальным потребностям субъектов образовательной системы

Фактическое отсутствие переходного периода и отсутствие федерального реестра примерных программ ставят образовательную организацию в весьма затруднительное положение и снижают качество введения ФГОС

Устаревшая система повышения квалификации

Федеральный закон «Об образовании в РФ» закрепляет возможности реализации основной образовательной программы через сетевое взаимодействие (Ст.15). Однако на сегодня отсутствуют организационные и финансовые механизмы, регламентирующие подобную деятельность

Слабая включенность родителей в образовательный процесс, педагоги не владеют технологией взаимодействия с родителями.

Инклюзивное образование: отсутствие нормативных и правовых документов, регламентирующих получение образование детьми с ОВЗ, методических рекомендаций, подготовка педагогов к работе с детьми с ОВЗ.

Отсутствие поддержки на Федеральном уровне региональных экспериментальных исследований.

В рамках оптимизации массовое сокращение структурных подразделений ДОО, осуществляющих вариативность: лекотек, групп «Особый ребенок», ЦИПР, служб ранней помощи и др. И соответственно, сокращение штатов, работающих в этих подразделениях: учителей-логопедов, педагогов-психологов, учителей-дефектологов, социальных педагогов и др.

Таким образом, первая задача модернизации дошкольного образования – обеспечение современного качества дошкольного образования. Введение и реализация Федеральных государственных стандартов дошкольного образования.

Вторая задача модернизации состоит в создании для всех детей возможности получить обеспеченное бюджетными средствами дошкольное образование

Подлинная модернизация образования возможна только в том случае, если оба направления будут реализовываться одновременно: тогда к уже существующим и появляющимся новым формам дошкольного образования будут применяться одни и те же – современные – критерии качества.

В соответствии с Законом об образовании № 273 – ФЗ, с 1 января 2014 года, финансовое обеспечение реализации основной образовательной программы дошкольного образования становится полномочием субъекта Российской Федерации.

В соответствии с существующим законодательством услуги по дошкольному образованию разделены на услугу присмотра и ухода и услугу по реализации основной образовательной программы дошкольного образования.

Ключевая задача – внедрение нормативного финансирования в образовательных организациях, являющегося гарантом одинаковой стоимости образовательной услуги для определенной категории получателей услуги, прозрачности формировании ее стоимости.

Разделены и финансовые полномочия, формирование норматива на реализацию образовательной программы является полномочием органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а определение затрат , связанных с реализацией услуги по присмотру и уходу, а также затрат на содержание имущества находится в введении органов муниципального образования.

    Очевидно, что в большинстве случаев, в муниципальных образованиях, нормативы рассчитывались на основе фактически произведенных расходов и не являлись нормативами по существу, а являются средними расходами, сложившимися на территории. Норматив при таком подходе выполняет сугубо расчетную функцию. Невозможно определить, сколько действительно стоит дошкольная образовательная услуга, и тем более стоимость образовательной программы.

    Еще одной проблемой, которая наблюдается в субъектах российской Федерации – это развитие негосударственного сектора в системе дошкольного образования. Необходимо развивать разнообразныеформы организации предоставления услуг дошкольного образования: группа кратковременного пребывания, центр игровой поддержки, лекотека, центр ранней поддержки, консультационно-диагностический пункт, группа для детей с отклонениями в развитии, кружки, секции, студии, группа предшкольной подготовки, семейный детский сад, корпоративный детский сад, частный мини-детский сад и пр.

Многие из таких учреждений регистрируются как организации, осуществляющие присмотр и уход и не входят в статистику по образовательным организациям. Кроме того, стало распространенной практикой осуществлять такие услуги без оформления юридического лица, т.е. индивидуальными частными предпринимателями.

На реализацию образовательной программы и затрат , связанных с реализацией услуги по присмотру и уходу, должны быть определены разные затраты, что позволит определить стоимость обеих услуг (реализация образовательной программы, уход и присмотр), и соответственно выделять субсидии на реализацию этих услуг негосударственным организациям, индивидуальным предпринимателям и т.д., в зависимости от того, какую услугу они реализуют.

В связи с вышеизложенным необходимо внести изменения в порядок комплектования муниципальных, государственных, негосударственных детских садов, учитывая всех детей дошкольного возраста, желающих получать услуги дошкольного образования в разных организационно – правовых формах, имеющих соответствующую лицензию.

Соб. инф.


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100