Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Пленарное заседание

24 апреля 2014 года в Белгороде в рамках круглого стола «Перспективы развития общего образования в Российской Федерации» с участием экспертно-профессионального сообщества и представителей Общероссийского общественного движения «НАРОДНЫЙ ФРОНТ «ЗА РОССИЮ» состоялось пленарное заседание.

Участников круглого стола приветствовал Валерий Сергачев, первый заместитель Губернатора Белгородской области. Характеризуя модернизационные процессы в сфере образования, Валерий Сергачев отметил, что в целом обновление системы образования происходит успешно, несмотря на то, что проходила она в достаточно сложный момент для экономики страны. Переход системы образования от обеспечения обучения к предоставлению образования детям. Нормативная база для обеспечения этого перехода уже создана на федеральном уровне. Субъекты Российской Федерации в этом смысле имеют все возможности для эффективного действования.

Переход на ФГОС дошкольного образования сопряжен с необходимостью обеспечения гражданам возможности получения услуги дошкольного образования. В 2013 году Белгородская область обеспечила введение более 13 000 новых мест в дошкольных образовательных организациях. Таким образом, потребность в местах в дошкольных образовательных организациях удовлетворена более чем на 90% от числа детей в возрасте от 3 до 7 лет.

Валерий Сергачев отметил, что будущим управляет тот, кто постоянно общается с ребенком. В этом смысле работа с детьми и в детском саду, и в школе, и в семье – это управление будущим. «Если мы научили ребенка учиться, обнаруживать и решать проблемы, понимать и принимать различные общественные ценности, добиваться результатов в своей деятельности, быть восприимчивым к инновациям – у нас появляется уверенность в том, что будущее нашей страны в надёжных руках».

Инна Биленкина, заместитель начальника Управления Президента Российской Федерации по научно-образовательной политике, приветствуя участников круглого стола, отметила, что проводится он совместно Администрацией Президента Российской Федерации и Общероссийским народным фронтом «За Россию». Круг обсуждаемых вопросов широк: вопросы модернизации дошкольного и общего образования. Федерация вкладывает большие ресурсы в развитие общего и дошкольного образования. Идут крупные проекты, которые обеспечивают системные изменения. Задача в рамках круглого стола – скурпулезно изучить эффективные практики субъектов Российской Федерации для того, чтобы планировать перспективы модернизации дошкольного и общего образования на Форуме, который планируется провести в сентябре 2014 года.

Участников круглого стола приветствовала Любовь Духанина, член Центрального штаба ОНФ и Общественной палаты Российской Федерации. Безусловно, модернизационные процессы в сфере дошкольного и общего образования имеют серьезные результаты и эффекты. Выросли зарплаты педагогов, внедряются ФГОС дошкольного и общего образования. Но надо признать, что по данным социологических исследований уровень удовлетворенности граждан качеством образования неоднороден в субъектах Российской Федерации, динамика изменения этого показателя незначительная. А значит – есть проблемы, которые важно решать. Необходимо, например, проблематизировать ситуацию конкуренции образовательных организаций на рынке образовательных услуг – насколько она действительно оказалась эффективной для модернизации системы образования. Необходимо, в частности, определиться и с пониманием механизмов введения эффективного контракта.

Решать эту и другие проблемы необходимо и на федеральном уровне, и в субъектах Российской Федерации, и в образовательных организациях. Круглый стол по перспективам развития системы дошкольного и общего образования проходит в Белгороде. Это не случайно. В Белгородской области в качестве важнейшего индикатора развития региона выбран индекс интеллектуального потенциала населения. Это характеризует стратегию развития региона с опорой на развитие системы образования. Именно поэтому в Белгородской области при непосредственном участии руководства создаются и реализуются эффективные модели и механизмы развития образования. Свои модели и механизмы, вне всякого сомнения, разрабатываются и другими субъектами Российской Федерации. Обеспечить анализ и общественную экспертизу практик – задача круглого стола.

Пленарный доклад «Современные тенденции развития общего и дошкольного образования в Российской Федерации» сделала Людмила Бокова, член Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Людмила Бокова отметила, что в заседании круглого стола принимают участие практики, работающие в системе образования на уровне образовательной организации, муниципалитета, субъекта Российской Федерации, а также эксперты, задача – обсудить перспективы развития системы образования Российской Федерации с учетом правоприменительной практики, которая разворачивается во всех субъектах Российской Федерации в рамках масштабных федеральных проектов и осуществления основной деятельности образовательных организаций, органов управления образованием, общественных и экспертных организаций. «Анализ складывающихся и реализуемых в субъектах Российской Федерации моделей и механизмов модернизации образования должен позволить нам не только зафиксировать проблемные точки развития дошкольного и общего образования, но и предложить эффективные решения, которые уже работают в регионах или которые пока еще только проектируются. Спектр направлений для обсуждения таких решений широкий».

Совершенно очевидно, например, что решение задачи снижения очередности на получение услуги дошкольного образования – это задача, которую сегодня невозможно решать едиными универсальными способами во всех субъектах Российской Федерации. Проблемы инвестиционной привлекательности сферы дошкольного образования и реализации механизмов государственно-частного партнерства в дошкольном образовании, развитие вариативных форм предоставления услуг дошкольного образования уже имеют варианты решений в субъектах Российской Федерации. Наша задача проанализировать эти практики, понять, какие меры необходимо предпринять на федеральном уровне, чтобы обеспечить их обобщение, кластеризацию, оформление и распространение в субъектах Российской Федерации.

Очевидно, что ФГОС дошкольного образования введен в условиях неготовности детских садов к немедленной реализации требований, заложенных в нем. Обостряются проблемы формирования региональных и муниципальных нормативов финансирования с учётом требований ФГОС дошкольного образования, фиксируется неготовность коллективов детских садов к разработке и реализации основных образовательных программ дошкольного образования, обнаруживается неготовность педагогов к реализации технологий, обеспечивающих реализацию целевых ориентиров для формирования образовательных результатов дошкольников. Мы фиксируем эти проблемы, но фиксируем и эффективные практики решения этих проблем в субъектах Российской Федерации. Стимулирующие принципы финансирования дошкольных образовательных организаций в Воронежской области, сопровождение субъектов малого и среднего бизнеса в сфере дошкольного образования в Белгородской области, механизмы компенсаций гражданам, не получающим услуги дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях в Липецкой области и Пермском крае, построение модели образовательных центров, реализующих программы общего и дошкольного образования в Москве. Эти и многие другие практики должны стать основанием для планирования стратегии и тактики модернизации в дошкольном образовании.

Модернизационные процессы в общем образовании начались уже 10 лет назад. По целому ряду направлений модернизации уже имеются значительные продвижения:

  • в правовом пространстве закреплена самостоятельность школ в разработке и реализации основных образовательных программ уровней общего образования, в формировании штатных расписаний в объеме выделенных по нормативу средств, в разработке и реализации внутришкольных систем оценки качества образования;
  • развиваются механизмы государственно-общественного управления образованием на уровне образовательных организаций,
  • обновляется инфраструктура школ, растёт доля школьников, обучающихся в современных условиях,
  • отработана система прозрачногооткрытого мониторинга развития системы общего образования с уровня образовательных организаций.

Но вместе с тем, есть необходимость в системном закреплении и развитии результатов модернизационных процессов в общем образовании. Например, в условиях правового закрепления самостоятельности школ мы наблюдаем значительную, более 25%, долю казенных общеобразовательных организаций, при этом доля образовательных организаций, обслуживающихся в централизованных бухгалтериях, неуклонно растет. А вот доля автономных образовательных организаций растет незначительно (за три года менее 1 процента). Обустроенный нормативно принцип самостоятельности школ срабатывает плохо. В этой ситуации сложно ожидать самостоятельности школ в эффективном решении целого круга задач: формирование значения средней заработной платы педагогических работников в школе на уровне не ниже средней в регионе заработной платы, обеспечение разработки и качественной реализации основных образовательных программ начального и основного общего образования, организация эффективной внутришкольной системы оценки качества, реализация качественных мониторинговых исследований.

В условиях недостаточной развитости самостоятельности школ, конечно же, логично ожидать усиление командно-административного управления школами на местах, бюрократизацию управленческого процесса, увеличения бумажного вала отчётности. И это происходит на местах уже сегодня. Имеются ли реализованные субъектами Российской Федерации эффективные модели обеспечения самостоятельности школ? Конечно имеются. Принцип самостоятельности школ реализован в образовательной политике и в практической деятельности образовательных организаций и органов управления образованием в Калининградской и Тюменской областях, в значительной степени в городе Москве, Пермском крае, Самарской области. Какие модели, механизмы необходимо усиливать в субъектах Российской Федерации для повышения эффективности модернизационных процессов в общем образовании, какие управленческие сигналы для этого необходимы с федерального уровня – это вопросы, на которые мы ожидаем найти ответы по результатам круглого стола сегодня.

Игорь Шаповалов представил доклад «Состояние системы общего и дошкольного образования Белгородской области: успешные практики, проблемы и перспективы развития». В сфере дошкольного образования в Белгородской области помимо введения ФГОС и повышения качества услуг, реализуемых муниципальными детскими садами, осуществляется системное стимулирование рынка негосударственных услуг в сфере дошкольного образования. Системно поддерживается негосударственный сектор: кредитование, субсидирование, сопровождение, обеспечивающего снятие административных барьеров, консультационная поддержка. В Белгородской области системно поддерживается и создание корпоративных детских садов.

Предполагается в сфере дошкольного образования создавать и инвестиционные площадки: подготовленные земельные участки с подведенной инфраструктуры для строительства и дальнейшего функционирования здания детского сада.

Это модели, которые отрабатывает Белгородская область в условиях современного законодательства. Все, что делается – абсолютно возможно переносить и в условия других регионов.

Соб.инф.


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100