Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Главная > Cеминары и конференции> Межрегиональная конференция «Эврика – Авангард-2014» > Группа 4. Экспертиза культурно-образовательных инициатив образовательных организаций

Группа 4. Экспертиза культурно-образовательных инициатив образовательных организаций, имеющих статус ФИП или планирующих участие в конкурсе на соискание статуса ФИП




26 апреля 2014 года в Москве в рамках традиционной весенней конференции «Эврика – Авангард» состоялась работа проектной группы «Экспертиза культурно-образовательных инициатив образовательных организаций, имеющих статус ФИП или планирующих участие в конкурсе на соискание статуса ФИП». Координатор: Алла Антонова, директор Института проблем образовательной политики «Эврика».

Сведения о сети ФИП, статистика размещены на сайте fip.kpmo.ru. О доступных сервисах проекта рассказал Александр Буланкин, разработчик информационных ресурсов Института проблем образовательной политики «Эврика» - на сайте ФИП каждая площадка может размещать информацию о реализуемых проектах, событиях и новостях, результатах деятельности, разработанных проектах. Здесь же размещен перечень всех площадок за весь период реализации проекта, различные аналитические материалы. Вся система работает на то, чтобы не было необходимости в заполнении бумажных документов, достаточно заполнить только электронную форму.

Проект заявки «Ассоциация школ метапредметных образовательных технологий» представил Юрий Громыко, директор Института опережающих исследований им.Евгения Шифферса. Проект направлен на разрешение следующих задач:

  • соответствие целям опережающего развития через глубокую интеллектуализацию российского общества в целом;
  • создание новой, но незаимствованной, технологии, которая может быть адаптирована для разных уровней образования.

Метапредметность достигается через углубление предмета, дополнения его. При этом важно различать метапредметный и межпредметный подход. Понимание метапредмета проверяется через деятельность. Авторы модели считают, что необходимо обучать самих педагогов создавать нечто новое, инновационное. Затем через формирование инновационных ансамблей новая технология транслируется на весь коллектив. Поэтому важнейший вопрос - наращивание педагогического профессионализма средствами метапредметных технологий. Мотивация учителей и учащихся осуществляется через сравнение достижений китайских и американских коллег, осуществляемое в рамках международного сотрудничества. Так решается и задача включения ребенка в диалог культур, способность принимать и воспринимать мнение, отличное от собственного.

Сеть школ, участвующих в проекте внутри страны, достаточно велика. Ключевой принцип взаимодействия внутри сети - адаптация технологии в зависимости от ситуации в данном конкретном учреждении. Инновационная работа ФИП с образовательными организациями осуществляется через разработку инновационных критериев и комплексных программ оценки качества образования, проведение обучающих семинаров, стажировок и так далее.

«Наш подход к личностному образовательному результату, - отмечает Юрий Громыко, - через результат социализации и воспитания и результат личностного развития». При оценке личностного результата фиксируется именно способность совершать поступок в данной конкретной ситуации. Оценка инновационного потенциала образовательной организации производится также через фиксацию реализуемых в учреждении деятельностных образовательных технологий. За время работы ФИП в Москве созданы две школы, в полной мере реализующие метапредметы (метапредмет-форма, метапредмет-задача и так далее). Они включены в учебный план этих учреждений. В рамках расширения сети образовательных организаций предлагается доработка уже реализуемых в учреждении технологий и диагностик, обучение педагогов, организация сетевых событий, построение комплексных программ оценки качества образования, поскольку оценить результат работы школы через результаты ГИА и ЕГЭ объективно невозможно.

Одним из показателей результативности работы модели является большое количество стартапов, реализованных выпускниками школ сети. Метапредметный результат тесно связан со способностью к рефлексии, умением ориентироваться в сложной ситуации. А такая способность сейчас очень востребована в инновационной экономике. Широкие возможности предоставляются и в вопросе развития национальных школ, путем ведения предметов через призму диалога культур, поликультурного подхода при изучении предметов.

В ходе обсуждения дискуссия коснулась и проблематики педагогического образования. Современная система подготовки учителей выстроена так, что методические составляющие преобладают в ущерб дидактическим. В этой связи перспективной представляется каскадная инновация, когда учитель не только может сам, но и способен научить других. Здесь важно понимать, что переход на метапредметность не может быть осуществлен сразу. Технология нуждается в освоении, проживании ее. В противном случае возникает риск фиктивности результата.

Проект по медиаобразованию представила Ирина Росинская (г.Екатеринбург). Задачи, решаемые в рамках проекта - профориентация, социальная проба. Механизмы реализации проекта: группа ребят представляет свои медиапроекты на совет, который проходит раз в 2 месяца, специалисты экспертируют их и выбирают 4 проекта из представленных. Каждому проекту разрабатывается индивидуальный учебный план (мастер-классы, консультации), рассчитанный на два месяца. Результатом работы становится представление ребятами программы - пилота. По мнению участников группы, в проекте не в полной мере проработана содержательная составляющая: телевидение не просто искусство, а элемент культуры, элемент, формирующий культуру.

Анастасия Киктева (г.Южно-Сахалинск), анонсировала проект образовательной организации с современной образовательной инфраструктурой, отвечающей требованиям опережающего развития. В разработке проекта здания принимали участие дети и родители учащихся. Одной из ключевых задач является развитие кадрового потенциала, потому что инновационное образовательное пространство не может эффективно функционировать, если учитель не может думать и действовать иначе. Построение инновационной стратегии должно опираться на наполнение среды содержанием, считают участники группы. Важным фактором здесь является именно совместная деятельность детей и педагогов по формированию развивающего образовательного пространства.

Резюмируя работу группы, Алла Антонова предложила продолжить обсуждение заявок он-лайн через сервис проекта. Школы, желающие принять участие в конкурсе, могут уже сейчас размещать заявки на сайте.

Наталья Цырендашиева


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100