Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Главная > Cеминары и конференции> Межрегиональная конференция «Эврика – Авангард-2014» > Панельная дискуссия: «Трансформация профессии и деятельности учителя»
Презентация к выступлению Игоря Реморенко 

Панельная дискуссия: «Трансформация профессии и деятельности учителя»




26 апреля 2014 года в Москве в рамках традиционной весенней конференции «Эврика – Авангард» состоялась панельная дискуссия «Трансформация профессии и деятельности учителя» (модератор - Александр Адамский, научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика»).

Игорь Реморенко, ректор Московского городского педагогического университета, говоря о современных моделях педагогического образования, подчеркнул, что традиционное представление о педагогическом образовании, как о подготовке специалистов для системы образования, образовательных организаций - изменилось. Есть некоторые другие подходы, к примеру, включающее в формат педагогического образования обучение не только учителей, но и других специалистов, относящихся к вспомогательному персоналу: психологов, социальных педагогов и прочее. Другая модель связана с подготовкой учителей с серьезным сектором повышения квалификации и переподготовки, в том числе и тех, кто работает в школе не имея педагогического образования. Формат деятельности учителя меняется в связи с тем, что образование сегодня – сфера передачи норм и позиция учителя сегодня больше связана с трансляцией норм. В данном случае в эту сферу включаются не только образовательные организации, но и музеи, досуговые организации, правовые институты.

Сегодня педагогическое образование не для отрасли, а для сферы, где осуществляется взаимодействие по типу «человек - человек». При сопоставлении форматов подготовки учителей на разных этапах, можно констатировать, что в структуре подготовки учителей происходят изменения. В советское время во время обучения в вузе около 15% студентов «втягивались» в какую-то деятельность, к примеру, научную, высока была доля «отсева» – около 10%; 75% студентов – «середняки», которые шли в школы.

Сегодня пространство «общей серости» увеличилось. Только около 5% студентов идут в науку, а отсев студентов грозит сокращением финансирования.

Следующий тезис был связан с изменением представления об образовательных результатах. Компетентностная модель обучения при формулировании результата задает веер цепочек достижения данного результата, тогда как при традиционной модели результат определялся поэтапным переходом по одной цепи. Необходима смена образовательных технологий, обеспечивающих отход от традиционного понимания получения результата обучения как о движении через определенное количество дидактических единиц по заданному линейному плану.

Результат обучения сегодня должен определятся набором разных практик, разных форм и пространств в рамках индивидуальной образовательной программы.

Вызовы современной модели:

  • обеспечение предметности образования;
  • владение технологиями ее трансляции;
  • восстановление лучших советских образцов;
  • отказ от преподавателей, ориентируясь на выбор дисциплин студентами;
  • заимствование практики и технологий обучения не из образовательной отрасли, а из других сфер и систем, ориентированных на взаимодействие «человек – человек».

Юрий Забродин, проректор по учебно-методическому объединению Московского городского психолого-педагогического университета, отметил, что разнообразие форм получения образования, изменение требований к образовательным результатам, формирование вариативного образовательного пространства - определяет необходимость по-другому строить стандарты. Стандарт должен определять рамки. Здесь необходимо понимать связку образовательного стандарта и профессионального стандарта. Разработка стандартов профессиональной деятельности в итоге определяет развитие субъекта профессиональной деятельности, обеспечивающего новые кадры для нового изменяющегося образования.

Александр Сидоркин, директор Департамента образовательных программ Института образования НИУ ВШЭ подчеркнул, что проблемы подготовки учителей похожи в разных странах. Например, существует 4 варианта подготовки учителей в США. Институциональное разнообразие - это хорошо, но по содержанию вариативность имеет определенные пределы.

Важным вызовом можно считать то, что учитель – массовая профессия, а харизма учителя – вещь штучная. Образование - самая крупная индустрия в стране по вовлеченности людей. Поэтому стоит вопрос, как учить людей не только в педагогических вузах. Учительская профессия становится раздробленной, необходимы разные специалисты по обучению детей в разных условиях, с разными потребностями и возможностями. При этом модно говорить о том, что у учителя ограничен набор «трюков»: один способ объяснения и нет широкого инструментария под разные запросы. Поэтому учитель сегодня должен быть максимально вооружен технически и технологически. Базовым требованием, к примеру, должно стать владение культурой оценивания, основанной на технических форматах.

Алексей Семенов, ректор Московского педагогического государственного университета отметил, что из 1% лучших учителей половина не будет иметь педагогического образования, хотя при отборе 20% лучших будет соотношение другое. Учитель - массовая профессия, но призыв «непедагогов» ограничен. Хотя и наблюдается изменение отношения в учительской профессии в связи с повышением заработной платы в обществе и в массовом сознании.

Взаимоотношение «человек - человек» - важная сфера, педагогическое образование – самое продуктивное образование. Научить учиться и научить учить других – фундаментальное в жизни человека. Что касается предметного содержания в педвузах – это слегка расслабленное и ухудшенное классическое содержание. Фиксируем порочный круг: школа дает плохих выпускников, вузы – плохих учителей, которые дают плохих выпускников. Одним из выходов может быть возможность штучного отбора лучших студентов и направление их в школы. Практика может стать ключевым изменением в подготовке специалистов, хотя сегодня она оформляется формально.

Жаклин Чанг, старший руководитель детского сада при церкви Святого Якова (Сингапур) заметила, что в Сингапуре обеспечивается определенная вариативность в подготовке учителей. Существуют частные пединституты и национальный институт подготовки учителей в структуре классического университета. Все учителя страны проходят там подготовку, привлекаются лучшие специалисты в мире, студенты имеют возможность практики в стране и за рубежом, практика в школах, возможность заниматься исследовательской деятельностью. Сегодня является актуальной подготовка учителей для работы в специальных школах и по работе с детьми с особыми потребностями и возможностями. Также есть возможность перехода в учительскую профессию из других отраслей. Популярным является такая форма педагогического взаимодействия как наставничество, в том числе лучшими учителями, лидерами в образовании.

Александр Адамский в заключении определил три основных темы обсуждения:

  • предметность, на которой выращивается специалист;
  • меняемся само отношение к знанию, к периоду приобретения знаний;
  • стимулы и критерии оценки педагогической деятельности.

Игорь Реморенко: «Если мы говорим об устоявшихся представлениях о качестве педагогического образования, то надо двигаться по советским методам. Если фиксируем изменения, связанные с компетентностью, индивидуализмом – нужно менять структуры и подходы в образовании».

Эржени Будаева


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100