Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Главная > Cеминары и конференции> Межрегиональная конференция «Эврика – Авангард-2014» > «Механизмы развития региональных систем оценки качества образования», А.Б. Воронцов

«Механизмы развития региональных систем оценки качества образования», А.Б. Воронцов




26 апреля 2014 года в Москве в рамках традиционной весенней конференции «Эврика – Авангард» с докладом «Механизмы развития региональных систем оценки качества образования» выступил Алексей Воронцов, эксперт Института проблем образовательной политики «Эврика».

Существует система оценки качества образования, которая сложилась и существует в Российской Федерации вне зависимости от существования концепции, в которой можно определить уровни и способы управления, оценочные процедуры. Вместе с тем, необходимы региональные системы оценки качества образования, определяющие правила игры между всеми субъектами образования, требования к инструментам, показателям оценки качества.

Основным является вопрос: оценка должна быть обязательной или добровольной? Необходимо развести оценку качества и контроль качества. Оценка – добровольна, контроль – обязателен – особо подчеркнул Алексей Воронцов. Контроль заканчивается либо поощрением, либо наказанием. Для оценки важна причина и рекомендации по результатам оценки.

Экспертом было дано рабочее определение системы оценки качества образования как договора внутри профессионального сообщества, института, с помощь которого граждане получают информацию об условиях, процессе реализации образовательных программ и образовательных результатах. С этой точки зрения государственные органы контроля и надзора в сфере образования не могут дать оценку качества образования.

Оценивать качество может только потребитель, то есть родитель и ребенок, а оценка соответствия нормам – это процедура контрольная. С этой точки зрения лицензирование – контрольная процедура, а аккредитация должна стать оценочной процедурой. В этом смысле нужно разводить позиции эксперта и инспектора. Инспектор является носителем определенной нормы.

Создание региональной системы оценки качества образования может идти по разным сценариям:

  1. Возможность нормативно зафиксировать уже существующие процедуры и системы.
  2. Концепция и модель СОКО создаются как ориентиры, каждый регион и школа свободны в своем самоопределении.
  3. Будет создано методическое и правовое обеспечение для построения СОКО разных уровней управления образованием.

По какому сценарию пойти - здесь должен решать регион. В нашей концепции вектор развития определяется уровнем развития образовательных организаций: от учителя и от ученика. Ключевая идея заключается в определении формулы РСОКО.

РСОКО = (описанные правила игры + сетевой принцип ШСОКО + мониторинг + независимая оценка качества образования) * коэффициент качества общего образования.

«Правила игры» не должны противоречить законам Российской Федерации, требованиям ФГОС, должны представлять собой совместную договоренность профессионального сообщества и власти о принципах, инструментах, оценочных процедурах, границы компетенций всех субъектов образования.

  • «Сетевой принцип» - все элементы ШСОКО разрабатываются в единой среде, в каждой отдельно взятой школе строить свою СОКО неэффективно. Сетевой принцип построения ШСОКО позволит строить региональную СОКО на основании разработанных и освоенных по школам элементов. В сети школы договариваются, что будет включено их систему оценки. И это означает, что по разным регионам будут, возможно, разные составляющие данной системы.
  • «Мониторинг» - должен показывать только перспективу, а его результаты не должны являться основанием для наказания, т.е. это инструмент не контроля, а оценки. Мониторинг определяет перспективу развития региональной системы образования.
  • «Независимая СОКО» - неподконтрольная государственным органам контроля качества образования, определяющая альтернативные формы рейтинга для школ, противопоставляющийся существующим, оценка под запрос, аудит, как форма открытого обсуждения показателей.
  • «Коэффициент качества образования» – оценка качества должна определять «статус» школы. Здесь необходимо ввести коэффициенты качества, связанные с финансовым обеспечением.

«РСОКО не должна быть проверяющей системой, а системой, показывающей перспективу» – подытожил Алексей Воронцов.

Эржени Будаева


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100