6 апреля 2014 года в Иркутске в рамках очной части Школы кадрового резерва Иркутской области «Освоение институциональных
механизмов повышения качества образования» с докладом «Проектирование модели подростковой школы» выступил Роман
Селюков, первый заместитель директора Институт проблем образовательной политики «Эврика».
Автором была представлена модель подростковой школы на деятельностных основаниях. Гипотеза в выстраивании концепции: обеспечить
поступательное движение деятельности от простой к более сложной (поисковой).
Ключевыми принципами такой школы может быть следующая цепочка:
- Учебная деятельность.
- Проектная деятельность.
- Исследовательская деятельность.
Содержанием образования в данной школе будет являться развитие деятельности. При этом знания, умения и навыки – это
средства учебной деятельности, либо материал или ситуации, на которых эта деятельность выстраивается.
Учитель в такой школе будет оцениваться по следующим критериям:
- насколько учитель обеспечивает условия для данной деятельности? (как действует, как формируется деятельность на уроке
и во внеурочной деятельности);
- каким образом формируется деятельность учащихся?
Для учащихся спроектированной подростковой школы знания, умения и навыки становятся попутным эффектом, который возникает при
формировании деятельности. Подростковая школа на деятельностных основаниях может иметь учебный план, где вместо предметов
будут указаны виды деятельности и задачи, которые должны привести к результатам, прописанным в стандартах – предметным,
метапредметным и личностным. Вторым вариантом учебного плана может быть такой план, где будут сохранены предметы, но показываются
технологии, задачи урока, которые позволяют реализовать логическую цепочку целеполагание → моделирование →
контроль → целеполагание.
Работая по такому учебному плану, учитель должен представлять «дерево задач», согласно которому к 7 классу учащийся
должен иметь собственный замысел.
Елена Коваленкова, Мария Петрова, аналитическая группа Иркутской области
|